Swedbank: до рецессии в Латвии остался один шаг
Экономический рост во втором квартале замедлился в сравнении с мощным началом года, пишет и. о. главного экономиста Swedbank в Латвии Агнесе Буцениеце, комментируя показатели внутреннего валового продукта (ВВП) во втором квартале.
По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), ВВП Латвии в сравнительных ценах во втором квартале этого года был на 2,6% выше, чем годом ранее. Это существенно меньше, чем 6,7%, которые зарегистрированы в первом квартале. К тому же, в сравнении с первым кварталом экономика ослабла на 1,4%, если исключить сезонные и календарные эффекты.
"Основные причины замедлившегося роста – высокие цены, нехватка отдельных производственных компонентов, задержки поставок и большая неопределенность. Совокупности таких обстоятельств способствовали начатая Россией война в Украине, связанные с этим санкции, ответные меры России, а также – частично – последствия пандемии", - говорится в комментарии Буцениеце.
"Согласно данным ЦСУ, в производственных сферах в течение года наблюдался спад на 0, 4%. Вопреки различным вызовам, связанным с поставками и первыми приметами уменьшения спроса, объемы производства в обрабатывающей промышленности в апреле и мае продолжали расти. Это отобразилось и в растущих показателях товарного экспорта. Однако в других отраслях промышленности – добывающей промышленности, а также снабжении электроэнергией и газом – в эти месяцы все же обозначился спад. Скорее всего, спад в производственных отраслях в целом был предопределен уменьшением объемов строительства", - отмечает она.
Рост в сферах услуг продолжался, но он забуксовал примерно с 7% в первом квартале до 4,1% во втором квартале. Удорожание жизни и связанный с этим спад покупательной способности населения неблагоприятно влияют на объемы продаж в сфере розничной торговли и на потребление жителей в целом. В сравнении с предыдущим годом дела у торговцев, правда, идут лучше, однако тенденция последних месяцев не радует.
Спрос еще продолжает восстанавливаться после пандемийных ограничений. Данные по банковским картам показывают, что жители Латвии резко наращивают траты и в Латвии, и за рубежом, зачастую расходуя свои накопления, сделанные во время антиковидных ограничений. Не только туристический импорт, но и туристический экспорт показывает повышение расходов, а значит, растут и траты зарубежных туристов в Латвии. В этом году резко выросло и количество пассажиров, которых обслужил аэропорт Рига, и количество местных и зарубежных туристов, размещенных в латвийских гостиницах.
Второй квартал был довольно хорошим и для перевозчиков грузов, особенно по железной дороге и в портах. Некоторые предприниматели еще до вступления в силу отдельных санкций поспешили из России и Беларуси ввезти различные производственные компоненты. Приросту объема грузов способствовали и поставки угля из Казахстана.
"Скорее всего, техническая рецессия, которую характеризует спад в экономике в течение двух кварталов подряд, уже не за горами, - отмечает Буцениеце. – Один квартал с негативным ростом у нас уже есть, и существует большая вероятность, что экономика сократится и в третьем квартале. Высокая инфляция и растущие счета за связанные с жильем услуги, особенно с началом отопительного сезона, все больше подтачивают накопления населения и влияют на привычки, связанные с тратами. Ожидается, что спрос во второй половине года ослабнет не только на местном рынке, но и в направлениях экспорта".
Большая неопределенность и риск связаны с ценами на энергоресурсы, особенно газ, и их доступностью для предприятий и в Латвии, и в целом в Европе. "Если нехватка газа или его высокая цена существенно ограничит производство, то мы увидим более существенный и затяжной спад экономики. Правда, сейчас еще нет оснований этого ожидать", - отмечает экономист.