Охота на Саддама Хусейна: воспоминания американских военных
Девятого апреля 2003 года Хусейн в последний раз появился на публике. После этого он просто исчез. Поиски Саддама не прекращались ни на день. Разведка США следила за местностью к северо-западу от столицы — городом Тикрит и его окрестностями, где, как предполагали, должен был прятаться диктатор.
Старший сержант Эрик Мэддокс, дознаватель: В охоте на Хусейна мы целиком полагались на разведданные и информацию, полученную от захваченных сторонников диктатора. Вместе с бойцами спецназа мы находили тех, на кого указывали пленные, допрашивали их, искали новых. Распутывая клубок, мы вышли на семью аль-Муслит – личных телохранителей Саддама.
Подполковник Стив Рассел: В июне к нам пришли два иракских бизнесмена. Мы усадили их в комнате с кондиционером, дали по банке Pepsi, и за следующие два часа они составили список имен тех, кто входил в ближний круг Хусейна и отвечал за его безопасность. Друзья, родственники, кумы, сваты. Список напоминал перечень персонажей из «Клана Сопрано».
Полковник Джеймс Хики: В списке были два человека, которые особенно нас интересовали. Одного из них звали Хадуши. Второго — Мохаммед Ибрагим аль-Муслит, он возглавлял личную охрану Саддама. В ходе операции военные пользовались колодой покерных карт для обозначения целей. Каждой карте соответствовал человек из военного командования Ирака. Саддам Хусейн — туз пик.
К концу весны разведданные, полученные оперативной группой, указывали на ферму Хадуши в 16 километрах от Тикрита. 18 июня американский спецназ занял ферму.
Старший сержант Шон Шоффнер, 4-я пехотная дивизия: На территории было полно хозяйственных и жилых построек, которые мы начали проверять. Мы заметили, что сад за домом недавно был перекопан. Начали копать и наткнулись на жестяной контейнер.
Майор Брайан Рид: Внутри мы обнаружили 8 миллионов долларов.
Фред Филмор, переводчик, 4-я пехотная дивизия: В конюшне мы выкопали еще четыре таких ящика. Они были доверху забиты драгоценностями. У солдат глаза на лоб полезли: они никогда не видели столько золота.
Политическая обстановка в Ираке накалялась. Повстанцы стали активно использовать самодельные взрывные устройства (СВУ), которые в последующие годы убьют и ранят тысячи бойцов войск коалиции.
Полковник Джеймс Хики: Чтобы справиться с повстанцами, нам нужна была новая стратегия. Мы понимали: если мы схватим Саддама, то остудим пыл этих парней.
Старший сержант Эрик Мэддокс: Мы сконцентрировались на поимке Мохаммеда Ибрагима аль-Муслита, одного из командиров личной охраны Хусейна. Моя командировка в Ирак подходила к концу. Я должен был покинуть страну не позднее 13 декабря. Я как раз вернулся в Багдад, чтобы вылететь утром. Накануне в штаб доставили новых военнопленных. Я допрашивал одного из них и понял, что это заместитель аль-Муслита. Он сказал мне: «Ибрагим был на той же встрече, на которой вы схватили меня». Я побежал осматривать остальных пленников, срывая с их голов мешки. Одним из захваченных и оказался Мохаммед Ибрагим. Я точно знал, как он выглядит: у него подбородок как у Джона Траволты.
Самолет вылетал из Багдада в восемь утра. В семь я уже был на пути в аэропорт, когда мне позвонил следователь. «Похоже, твой пленник пытается покончить с собой. Он бьется головой о стены камеры, и никто не может его остановить». Я развернул машину. В комнате для допросов я спросил только об одном: «Где он?» – «Я помогу вам». – «Ты не просто поможешь. Ты приведешь нас прямо к нему».
Уже через пару часов после того, как Ибрагим согласился сдать Саддама, 121-я оперативная группа и 4-я пехотная дивизия были в полной боевой готовности.
Старший сержант Ларри Уилсон, 4-я пехотная дивизия: Ибрагим обозначил нам три цели: две фермы и старый домишко. Бойцы молниеносно заняли фермы и отчитались по рации: «Никого». «Черт, неужели мы снова его упустили», – подумали мы. Группа «Дельта» подходила к дому.
Подполковник Стив Рассел: Вертолетчики заметили двоих мужчин, убегавших от наших бойцов. Скорее всего, они спрятали Саддама, выкинули свои автоматы и бросились наутек, чтобы отвлечь наше внимание. Их быстро поймали.
Мы вывели Ибрагима из автобуса. Он нервничал, ему не хотелось, чтобы его заметили в этом месте.
Старший сержант Эрик Мэддокс: Ибрагим начал кричать на одного из схваченных мужчин. «Покажи им, где прячется Саддам!» Тот прикидывался дурачком: «Понятия не имею, о чем вы говорите».
Подполковник Стив Рассел: Наши парни на него надавили, и в какой-то момент он сдался и кивнул головой на старую постройку. «Он там. Под полом».
Осунувшийся грязный мужичок произнес из дыры в полу: «Я Саддам Хусейн, президент Ирака, и я готов к переговорам».
30 июня 2004 года Саддам Хусейн был передан новому иракскому временному правительству. В ноябре 2006 года – признан виновным в преступлениях против человечества и приговорен к смерти через повешение. Его казнили в новогоднюю ночь.