Десятки миллионов евро на ветер? У Латвии почти нет шансов продать излишки Covid-вакцин
В этом сезоне вакцинация против Covid-19 фактически завершилась, однако запас вакцин на латвийских складах еще вырастет, поскольку ожидается несколько поставок, сообщает программа de facto. Но покупателя для запаса препаратов, стоящих десятки миллионов, фактически нет.
Избыток вакцин появился — и продолжает расти — потому что факт того, что препараты зарезервировали, накладывает обязательства. Но число зарезервированных доз — после изначального дефицита — в несколько раз превышает число латвийцев, хотя Всемирная организация здравоохранения призывала страны быть умеренными, чтобы хватило также бедной Африке и другим государствам, пишет rus.lsm.lv. Сейчас туда вакцины из стран, оказавшихся в лучшем положении — в том числе из Латвии — попадают в виде пожертвований. Минздрав надеялся продать хотя бы часть доз, однако пока неизвестно, удастся ли найти покупателя.
Хотя более 450 000 жителей еще должны были получить бустерную дозу, люди за ней не идут — и особенно стимулировать активность сейчас не планируют и ответственные лица. Привиться по-прежнему можно у семейных врачей и в пунктах вакцинации.
Больше всего сейчас осталось препарата Pfizer, который хранится в холодильниках с особенно сильной заморозкой — 889 тыс. из 1,87 млн доз. До лета запасы увеличатся еще на 326 тыс. доз. При этом поставки запланированы и потом.
О проблеме избытка впервые заговорили только в январе этого года на Совете по иммунизации. Вопрос поднял Армин Калниньш, координатор отдела логистики. К нему присоединился Уга Думпис: он указал, что нужно разработать государственный план — что делать с остатком вакцин, поскольку он может составить около 3 млн доз.
Такой план в Минздраве действительно создают, и в середине февраля его рассматривали в Кабинете министров. Однако у документа статус ограниченного допуска, оценивали на закрытом заседании. Из кратких комментариев, полученных после встречи, следует: лучше всего препараты продать, но, если не получится, пожертвуем, как и раньше.
«Пожертвовать, потому что покупателей нам не удалось найти», — сказал в тот момент глава Минздрава Даниэль Павлютс. По данным de facto, в данный момент на складе находятся вакцины, стоимость которых оценивается в 30 млн евро. Если посчитать с учетом ближайших поставок, сумма вырастет до 35 млн евро. И желающих купить хотя бы часть все еще нет.
Инесе Каупере, глава Департамента фармацевтики Минздрава, указала: названы страны, которым вакцины пригодятся, однако «они уже чувствуют, что у Европы эти вакцины могут оказаться лишними, и они, конечно, были бы рады получить их с меньшими расходами для своей страны, чем, возможно, сейчас».
Поскольку такие проблемы есть у нескольких стран, дискуссии идут и в Еврокомиссии, которая формулирует единую политику закупки вакцин. По словам Каупере, ЕК о происходящем проинформировали, она проводит опросы. «Мы охотно отказались бы от вакцин, поставки которых предусмотрены, и было бы хорошо, если бы их в Латвию вообще не доставляли», — отметила она. Ответа от ЕК пока нет.
Положение не облегчает и то, что у вакцин есть срок годности. По меньшей мере половину латвийских доз надо использовать до середины лета или раньше. Это значит, их нельзя придержать до осени — на случай, если опять понадобятся. При этом еще один бустер рекомендуют, вероятно, только группам риска — а не всем.
Даце Завадска, глава Совета по иммунизации, отмечает: масштабной первичной вакцинации в следующем сезоне вряд ли стоит ожидать. Не исключено, что в тот момент более актуальными станут какие-то другие, более эффективные против новых штаммов препараты. «Очень возможно, что поступят приспособленные вакцины, и тогда для этих ценность и смысл использовать будут меньше, чем сейчас», — добавила она.
Тогда в Латвии купленных, но ненужных вакцин станет больше. В Минздраве признают, что сейчас еще нельзя говорить о действиях в этом случае, поскольку слишком много вопросов. «Европейская комиссия уже вообще говорит о том, что ситуация между странами может отличаться. В одном доминирует один штамм и ему нужна одна вакцина, в другом доминирует другой, и там нужна еще одна вакцина. Все очень осторожны. Да, производят, но не знают, к чему на самом деле надо готовиться», — добавила Каупере. Но нельзя до конца исключать риск, что нынешний вопрос избытка может смениться проблемой дефицита вакцин.
Эва Юхневича, глава Проекта вакцинации Национальной службы здравоохранения, подтверждает: вопросов много. «Конечно, мы все время спрашиваем, но не можем... Сейчас никто ничего не может сказать. Поэтому ждем и готовимся к разным сценариям».