Министр культуры: развитие СМИ на русском в Латвии не должно раскалывать общество
фото: LETA
Наурис Пунтулис
В Латвии

Министр культуры: развитие СМИ на русском в Латвии не должно раскалывать общество

Otkrito.lv

Стремясь бороться с кремлевской пропагандой, шире информировать общество через масс-медиа на русском языке о происходящем в Латвии и мире, сообщать ему правду о событиях в Украине, нужно помнить и о безопасности информационного пространства и сплочении общества. Такое мнение выразил в утреннем эфире LTV министр культуры Наурис Пунтулис (Национальное объединение).

В понедельник правящие партии условились создать «комитет развития», который займется решением вопросов безопасности информационного пространства в стране, чтобы затем выступить с готовыми предложениями по дальнейшим действиям и утверждения их в Кабинете министров, пишет rus.lsm.lv. Наурис Пунтулис рассказал, что Совет по общественным СМИ (SEPLP) уже запросил дополнительное финансирование  в размере около 500 тыс. евро на укрепление информационного пространства через масс-медиа. «Проанализировав это заявление, и отдел медиаполитики Министерства культуры, и другие заинтересованные лица поняли, что нам сейчас не следовало бы спешить с таким решением,  и вкладывать это финансирование нужно действительно так, чтобы это принесло наилучший результат. И нужно рассмотреть несколько других альтернатив, как это в демократическом обществе принято и что было бы лишь нормально.

Потому что сейчас мнения разнятся, в этом документе, то есть поданном SEPLP проекте, было много противоречий, которые мы усмотрели. Мы сегодня же сядем за стол переговоров — представители всех политических партий, SEPLP, NEPLP (Национальный совет по электронным СМИ), и будем смотреть, не окажется ли какая из предложенных альтернатив лучшей, чем эта».

На вопрос LTV, как же тогда быть со срочной необходимостью предложить населению что-то взамен закрытых в Латвии российских телеканалов, чтобы зрители перешли в другое информационное пространство, как помочь им переключиться в своих привычках смотреть тот или иной канал, министр возразил: «Я не совсем с этим согласен: нельзя сказать, будто реакции не было, и каналы были закрыты, а ничего вместо них не было предложено. Вам хорошо известно, что у нас есть этот наземный украинский канал, а также с кабельным ТВ мы очень быстрыми темпами действуем, включили  в пакеты чудесный канал The Current Time — так что нельзя сказать, будто есть информационный голод.

Конечно, информационное пространство надо улучшать, в этом нет никаких сомнений! Но вы также упомянули слово «привычки» — и может быть, это действительно время, когда пора менять привычки. Возможно, это момент для краткосрочного изменения ситуации, потому что, приспособив эту ситуацию к условиям войны, нельзя ошибиться, и нужно делать также первые шаги в долгосрочном мышлении, касающемся медиасреды».

В Латвии сейчас находятся российские оппозиционные журналисты, абсолютно не согласные с происходящим у них на родине и в Украине, есть и те журналисты, что прибыли как беженцы из Украины, прозвучало в передаче. Не стоило ли бы сесть за стол переговоров с ними, в таком случае, и узнать их точку зрения на то, что стоило бы предпринять, поинтересовалось у Пунтулиса LTV.

«Конечно, нет ни малейших сомнений, что мы привлечем и этих медиаэкспертов из числа российских диссидентов, и из Украины тоже, как мы уже привлекаем и культурных работников! Что я хочу особо подчеркнуть: сейчас, развивая медиапространство на русском языке (подразумеваются и латвийские русские, и новоприбывшие), нам не следовало бы, одной рукой давая, другой рукой забирать — мы не должны продолжать помогать развитию двухобщинного общества, помогать расколу общества.

Потому что цель — обратиться к русскоязычной аудитории, и понятно, в этих целях в условиях войны мы к ним обращаемся по-русски. Но в то же время мы — единое общество, и если мы себя провозгласили включающим (инклюзивным) обществом, одновременно следовало бы на практике засвидетельствовать то, что мы стремимся эту часть общества принять и всему обществу предоставить единое информационное пространство».

Не нужно лелеять иллюзий, будто подверженные российской пропаганде телезрители в одночасье изменят свои привычки и воззрения — на это могут потребоваться годы, заявил министр: «Это иллюзия, полагать, будто мы изменим их привычки за год или два! Это была двадцатилетняя очень продуманная работа со стороны России, работа, которую может выполнить только авторитарное государство, огромные средства, которых у Латвии никогда не будет — мы это изменить за день не можем никоим образом. Сколько времени потребуется? Это зависит от нашей мудрости — мы можем противодействовать только умными, продуманными решениями, умной и продуманной политикой».     

Кроме того, происходящее в информационном пространстве Латгале указывает на реальные проблемы, и их нужно решать очень быстро, заявил Пунтулис. Дополнительное финансирование, которое находится в повестке дня правительства, сейчас предназначено именно для этой цели. «Если вы хотите спросить, какой вопрос сейчас обострен — то это информационное пространство Латгале. Учитывая и этнические состав, и приграничье, и трансляцию передач через границу из России и Беларуси», — сказал Пунтулис, повторив своей тезис, что если мы хотим видеть сплоченное общество то создавать отличающийся медиконтент для тех, у кого родной язык — русский, значило бы продолжать раскалывать общество.