Как заставить людей платить за воздух: история Элизабет Холмс - мошенницы, которой удалось обмануть весь мир
фото: Yichuan Cao/Sipa USA/ Vida Press
Элизабет Холмс
Реально & Невероятно

Как заставить людей платить за воздух: история Элизабет Холмс - мошенницы, которой удалось обмануть весь мир

Otkrito.lv

Сегодня имя основательницы американской компании Theranos известно на весь мир — предпринимательница, которую считали Стивом Джобсом в женском обличии, оказалась мошенницей, обманувшей своих сотрудников, инвесторов и даже саму себя.

Как вы представляете себе современную женщину-мошенницу, которая обманным путем заполучила миллионы долларов? Классические образы преступниц остались в прошлом — сегодня они не прячут свое лицо, а напротив, стараются привлечь к себе как можно больше внимания, пишет marieclaire.ru. Рассказываем, как Элизабет Холмс провернула ошеломляюще дерзкую аферу у всех на виду и какой финал получила ее история. 

Будучи студенткой Стэндфордского университета, она мечтала изобрести что-то особенное — внучка знаменитого врача и предпринимателя, Элизабет Холмс росла с планами о великом будущем. И на третьем курсе ей пришла идея революционного изобретения, которое бы перевернуло рынок медицинских и фармацевтических компаний. Это было устройство, способное диагностировать все известные заболевания на основе лишь одной капли крови пациента. Профессора критиковали идею своей студентки, утверждали, что она антинаучна. Но если сейчас вы введете имя Элизабет Холмс в строку поиска по изображениям, на вас посмотрит обворожительная женщина с обложек журналов Forbes, которой удалось достичь своей цели (правда, с некоторыми оговорками). 

Свою компанию Theranos Элизабет открыла, когда ей было 19 лет и она оставила учебу. За рекордно короткие сроки предприимчивая девушка собрала около 700 миллионов долларов инвестиций — еще студенткой решив для себя, что готова прославиться, меняя мир «к лучшему», она сумела убедить множество богатых и влиятельных личностей в том, что ее проект стоит внимания. Для того чтобы получить поддержку одного из крупнейших венчурных капиталистов, Элизабет потребовался всего один звонок и одна встреча. Инвесторами Theranos также стали и политики: госсекретари и министры США, глава Пентагона и даже экс-президент Билл Клинтон. 

Продукт, который хотела создать Элизабет, должен был заменить целые лаборатории со штатом специалистов, и занять место в квартирах простых граждан. Но как ей удалось привлечь инвестиции? Секрет успеха Элизабет может заключаться не в ней самой, а в той атмосфере, в которой развивалась ее компания. На своей знаменитой презентации в 2007 году Стив Джобс показал настоящую магию, и Америка была готова поверить в чудо. Элизабет этим воспользовалась, во всем копируя личный бренд Стива: от более низкого, «мужского» тембра голоса во время выступлений и строгого, аскетичного гардероба, до требовательности к сотрудникам, перед которыми она ставила невероятные цели. А над ее рабочим столом висела цитата из газетной статьи о ней:

«Начинаешь осознавать, что перед нами новый Билл Гейтс или Стив Джобс»

Примечательно, что юная девушка собрала не только огромные деньги, но и лучшие умы Силиконовой долины, которые трудились у нее в штате. Неутомимая предпринимательница продолжала привлекать все новых инвесторов и подписывать договоры о сотрудничестве. Генри Мосли, финансовый директор Theranos, составлял для Элизабет финансовые прогнозы, которые она потом показывала инвесторам. Однажды она попросила Мосли несколько завысить цифры в отчете. Хоть это и была обычная практика, Мосли почувствовал легкое беспокойство: он отлично разбирался в финансах, но ничего не понимал в медицинских разработках, которыми занималась компания. Проводя переговоры с инвесторами, Генри отводил их к доктору химической инженерии Шануку Рою, который показывал, как работает прибор, прокалывая свой палец и выводя результаты анализов на монитор. Но вскоре Генри заметил, что инженер и остальная команда выглядят слегка подавленными после презентаций продукта.

Генри поговорил с Роем и выяснил, что причиной является нестабильность прибора. На самом деле никогда нельзя было гарантировать точный результат, а все лабораторные испытания с треском провалились. Чтобы впечатлить инвесторов, Рою приходилось заниматься подлогом, демонстрируя на экране единственную успешную трансляцию, которую им удалось записать во время клинических испытаний. На очередной плановой встрече с Элизабет Генри Мосли сказал, что ему известно об обмане, и прежде чем привлекать новые инвестиции, нужно заставить устройство работать. Лицо основательницы Theranos, всегда излучавшее дружелюбие к собеседнику, тут же расслабилось, превратившись в холодную, ничего не выражающую маску. «Мне кажется, вы не играете в команде. Вам пора нас покинуть», — сказала Элизабет. Так был уволен первый и последний финансовый директор компании: больше никого на эту должность Элизабет не брала. 

Подобно Стиву Джобсу, который был уверен, что его смартфон должен работать без стилуса, Элизабет упрямо настаивала, что общий анализ крови может производиться по маленькой капле крови, взятой из пальца, и ее не волновало то, как этой цели добьются сотрудники. Но как бы то ни было, компания Apple перевернула представление о смартфонах и подарила рынку то, что являлось логическим продолжением человеческого прогресса. А вот Элизабет Холмс требовала от своей команды и имеющихся технологий чего-то недостижимого.

Она не слушала своих специалистов, которые в один голос твердили, что получить сведения из десяти микролитров крови попросту невозможно, ее устраивал только компактный дизайн и размер устройства. Она не готова была идти ни на какие уступки, запугивала и увольняла своих подчиненных пачками. В конце концов, на компанию обратил внимание журналист из Wall Street Journal Джон Карейру, взявший интервью у бывших сотрудников  Theranos — после выхода серии разгромных статей, широкая общественность открыла глаза на дерзкое мошенничество. Проснулись и многочисленные инвесторы, которым отказали в их просьбе посетить лабораторию и цеха компании. Так началось падение прославившейся на весь мир предпринимательницы и ее корпорации.

За судьбой Элизабет Холмс можно наблюдать в режиме реального времени: в настоящий момент суд продолжается, и окончательный приговор еще не оглашен. Предпринимательнице грозит до 20 лет лишения свободы, но для нее есть и хорошая новость: компания Apple заинтересовалась историей «Стива Джобса в юбке» и решила поддержать фильм Адама МакКея «Bad Blood», основанный на скандальной истории Theranos (героиню Элизабет сыграет Дженнифер Лоуренс). Кроме того, вышел еще один кинопроект, посвященный истории Холмс — сериал «Выбывшая» с Амандой Сейфрид в главной роли.

История Элизабет Холмс доказывает, что слепой уверенности в своей победе и быстрого старта в афере мало: важно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, чтобы не быть пойманной за руку. Впрочем, как показывает практика, даже пожизненное тюремное заключение — это не приговор для настоящего хитреца.