Бойкот российской продукции: одни торговцы - убрали с полок, другие - оставили для сбыта
Латвийские торговые сети, объявившие о бойкоте российской и белорусской продукции по-разному относятся к излишкам оставшихся товаров. Одни мгновенно подчистили полки, другие все же решили устроить распродажу, сообщает Latvijas Radio.
Товары, произведенные в России и Беларуси, составляют несколько процентов от всего ассортимента реализуемой латвийскими торговыми сетями продукции. После военного вторжения РФ в Украину ряд латвийских магазинов перестал покупать товары из страны-агрессора. Аналогично поступили и с продукцией Республики Беларусь, которая также оказалась вовлечена в военный конфликт. Сеть Rimi Baltic — одна из первых крупнейших компаний в странах Балтии выразила свой протест. В знак солидарности с Украиной сеть Rimi Latvia не только перестала покупать российские и белорусские товары, но и убрала их с полок магазинов, пишет rus.lsm.lv.
Милан Блум, представитель компании, письменно ответил журналистам, что скоропортящиеся продукты сейчас передаются в дар Латвийскому обществу самаритян, остальные — идут на склад. Представитель компании Юрис Шлейерс пояснил, что они, скорее всего, попадут обратно к дистрибьютору, и тогда их судьба неизвестна. Распродажа продукции агрессора была бы странной, считают в Rimi.
Другие магазины придерживаются иного мнения
Раймонд Окманис, глава Латвийского общества торговцев, управляющий сетью магазинов Lats, пояснил: «Товар был куплен до начала событий. Это консервы, может быть водка. Налог (НДС) уплачен. Лучше продать их со скидкой, чем выбросить. Нехорошо выбрасывать любые продукты». Он добавил, что люди быстро раскупают продукцию обеих соседних стран и в целом с пониманием относятся к изменениям.
Российские и белорусские товары продаются в магазинах TOP! и Мего. В последнем продукция доступна до сих пор, ведь, как отметил член правления Игорь Шихман, компания тщательно изучает каждый попавший в «черный список» товар в этих странах. «Мы не корректировали весь ассортимент, а оценивали поставщиков. Мы пытаемся найти объективный критерий, как мы можем отделить товары, которые больше не хотим продавать, от тех, которые, по нашему мнению, имеют шансы остаться на рынке. Есть случаи, когда владелец производства в Беларуси, например, из Балтии. Место расположения производства не означает автоматически, что товар входит в категорию не подходящих для сбыта продуктов».
Магазины обязуются заменить товары, произведенные в России и Беларуси — такие как сладости, чаи, масла, алкогольные напитки и средства по уходу за телом, на товары из других стран, в том числе с акцентом на товары из Украины. Однако из-за войны поставки из этой страны до сих пор затруднены.
Если российский товар уже куплен и оплачен
В беседе с Latvijas Radio президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич отметил, что позиция магазинов по отношению к излишкам российских и белорусских товаров зависит от каждого предприятия. Но торговцам нужно учитывать, куда уходят деньги за них. «Если российский товар уже куплен и оплачен, то нет реальной мотивации его уничтожать или иным образом утилизировать. Это может быть просто демонстрация своего отношения. Мы должны сделать собственный выбор, — указал он. — Я думаю, что отношения с Россией рано или поздно придется возобновлять, потому что мы должны понимать, что у России очень много энергоресурсов, которые нам нужны. Вот почему она должна как можно скорее закончить войну на Украине и вернуть мир, а мы могли возобновить экономические отношения».