Что получит житель Латвии от Фонда оздоровления ЕС
В "антиковидном" европейском Фонде оздоровления экономики Латвии доступно 1,8 млрд евро. Часть этих денег достаточно жестко привязана к определенным Брюсселем целям - "озеленению" и "дигитализации". Впрочем, пользу от них все равно должны почувствовать и предприниматели и простые жители - например, в виде доступных программ повышения уровня образования, переквалификации, обучения компьютерным навыкам, в виде новых рабочих мест в регионах.
«Это грант. Но постепенно, в течение 30 лет, весь Евросоюз будет эти деньги отдавать — через бюджет ЕС. Так или иначе, жители Европы будут расплачиваться. Это грант, но не подарок», — объяснил советник министра финансов Инт Далдерис «природу» 1,8 млрд евро, доступных нам в рамках Фонда оздоровления экономики.
Он отметил, что часть доступного нам финансирования уже на уровне ЕС закреплена за определенными направлениями: 37% на «зеленый курс», 25% на дигитализацию, пишет rus.lsm.lv.
В связи с чем президент Латвийской торгово-промышленной палаты Айгар Ростовскис заявил: слишком много денег уйдет на «бетон» и слишком мало на человеческий капитал, а должно быть наоборот.
«Основная проблема латвийской экономики в том, что у нас даже по сравнению с европейскими странами продуктивность ниже. То есть наши люди в целом не столь хорошо образованы, мы слабее в конкуренции с предприятиями из других стран ЕС. Но благосостояние нашего народа зависит от этого: чем более конкурентоспособными будут наши предприятия и люди, тем выше могут быть зарплаты, тем больше налогов можно собирать, а с этим связано и здравоохранение, и медицина, и другие вещи.
[...] Нам нужно максимум вкладывать на человеческий капитал, […] чтобы мы могли за эти деньги сделать скачок в продуктивности. Это вопрос рыбы и удочки. Надо инвестировать больше в удочку», — сказал он Латвийскому радио 4.
Однако, И. Далдерис на это ответил, что в определении главных направлений Латвия была не совсем свободна: «Эти деньги выделены с жесткими условиями: столько-то — на климат, столько — на дигитализацию. Это та часть, которую мы менять не могли.
Хотите деньги — условия такие, не нравится — можете не брать, дело ваше».
Впрочем, заверил он, программа по использованию этих денег составлялась так, чтобы как можно больше инвестиций пошло на достижение целей, прописанных в Национальном плане развития, в новой Индустриальной политике, в других отраслевых документах. И на практике много денег пойдет именно на тот самый человеческий капитал.
На вопрос, как обычный латвиец сможет увидеть или почувствовать на себе эффект от вливания европейских «антиковидных» денег, Инт Далдерис ответил: «Например, в виде образования. У нас довольно большие деньги выделены на повышение уровня образования, особенно в дигитальной сфере. Он сможет пойти на курсы, которые помогут стать более конкурентоспособным на рынке труда, он сможет улучшить свою квалификацию, особенно в части компьютерных познаний и навыков. Он сможет получить дополнительное бесплатное обучение».
А советник Латвийского союза самоуправлений по вопросам предпринимательской деятельности Андра Фелдмане отметила, что 80 млн. евро пойдут на развитие индустриальных парков в регионах.
«Это будет очень хорошее дело. Это будет условием, чтобы территория могла привлекать специалистов определенной квалификации. Чтобы привлечь таких специалистов, нам необходимо создать условия для развития предпринимателей [и создания соответствующих рабочих мест]. Я смотрю на эти парки с большой надеждой», — сказала она.
Инт Далдерис же добавил, что часть этих денег предназначена именно для регионов, так что Рига и ее окрестности из некоторых программ исключены — в том числе из программы строительства доступного жилья (дефицит которого в региональных центрах чувствуется особенно остро), развития региональных дорог, упомянутых индустриальных центров.
«Это все для специально для регионов. В каждом регионе есть города, которые смогут получить эти средства. Рига все равно будет основным мотором для страны, это надо использовать. Но, с другой стороны, страна — это не только Рига, и такие «моторы», пусть и поменьше, нужны и в регионах тоже», — сказал гость «Открытого вопроса».