Как так получилось, что цены на товары в Латвии за год увеличились более чем вдвое?
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
В Латвии

Как так получилось, что цены на товары в Латвии за год увеличились более чем вдвое?

Otkrito.lv

В Латвии ощутимо подскочили цены на продукты. Их рост в ноябре был самым быстрым с 2017 года. Цена на некоторые товары в течение года увеличились более чем вдвое. И это, скорее всего, еще не предел, признали участники дискуссионно-аналитической передачи «ТЧК». Дорожает доставка товаров, а также счета магазинов за свет и тепло.

Цены на продовольствие бьют рекорды. В октябре ЦСУ зарегистрировало среднегодовую инфляцию в размере 6% — при этом продукты питания подорожали на 5,6%, прозвучало в передаче «ТЧК», пишет rus.lsm.lv. По наблюдению латвийских торговцев, на часть продуктов цены подняли производители. Например, на молочные и некоторые овощные, рассказал глава Ассоциации торговцев Хенрик Данусевич: «По нашим данным, получаемым от торговых сетей, в декабре картофель стоил в среднем 57 центов за килограмм, а в декабре прошлого года это было 42 цента за килограмм.

Но это не от нас зависит! Надо понимать, что не мы производим товар, и у нас — фиксированная наценка на него, допустим, 17%. (...) Плюс — надо понимать, что торговля является буфером. У нас заключены договоры с поставщиком, что цены он может изменять раз в какой-то период. Поэтому когда приходит товар по новой цене, мы еще какое-то время можем продавать его по старой».

Но продукты, по его признанию, продолжат дорожать — и производители откровенно рассказывают, какие продукты и почему. Какао, кондитерские изделия, молочные продукты — за каждым новым ценником стоят свои объективные причины. Ассоциация (причем вот уже 25 лет) отслеживает стандартный список определенных продуктов первой необходимости, например, мясных, сообщил Хенрик Данусевич. И по ее сведениям, докторская колбаса стоила в декабре прошлого года в среднем 4,03 евро, а в декабре этого — уже 4,93 евро. Курица, стоившая 2,89, теперь стоит 3,16. Сосиски вместо 3,80 евро стоят 4,25.

Игорь Шихман, член правления розничной торговой сети Mego, признал, что пока разницу между ценой поставки и ценой на полке магазина частично гасят сами торговцы: «В начале года инфляция была около нуля, начала разгоняться летом — и пика достигла в ноябре. То что мы наблюдаем, сравнивая наши товары с нашими же товарами — цены по нашей сети в целом по сравнению с прошлым годом выросли на 5,4%; при этом мы видим, что себестоимость этих товаров выросла на 5,7%. Я хочу сказать — цены производителей, по которым мы получаем эти продукты, с учетом и логистики в том числе, выросли больше, чем в магазинах».

По словам Шихмана, есть категории, где удорожание очень сильно бросается в глаза — например, Mego это видит на собственном кулинарном производстве. Себестоимость там в последние 30 дней увеличилась примерно на 20%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Это за счет роста зарплат, подорожания электричества (в ноябре счета у сети Mego были на 48% выше прошлогодних ноябрьских). Это всё не может не отражаться на себестоимости товара и конечной его цене».

Что касается заметного удорожания картофеля, то, по словам предпринимателя, это — «эффект логистики». Нехватка водителей, цена топлива, переход логистических компаний на другой формат ценообразования приводят к тому, что «картошку очень недешево стало довозить до магазинов», пояснил он. Сам по себе продукт недорогой, картофель проигрывает по выгоде перевозки более дорогостоящим товарам такого же веса. Потому и итоговая цена на него подскочила заметно.

Хенрик Данусевич добавил, что рост цен на продовольствие к тому же остается постоянным: «Два года назад мы видели, что рис стоил 1,32 евро за кг, потом был 20-процентный рост, до 1,61 евро в течение года. И сейчас прирост — но я думаю, тоже по причине логистики. Рис ведь у нас не выращивают — во всяком случае, китайцев у нас живет мало, и они им не занимаются. А логистика очень дорожает, особенно дальние перевозки. В последнем полугодии, в принципе, каждая накладная приходит с растущими транспортными расходами за ту же самую емкость, за контейнер».

Как сообщалось ранее, опрошенные Latvijas Radio эксперты в начале октября прогнозировали, что к концу года инфляция вырастет до 5%, но потребительские цены в октябре оказались уже на 6% выше, чем годом ранее. Средний уровень потребительских цен в Латвии в ноябре 2021 года по сравнению с тем же месяцем 2020 года вырос на 7,5%. Дороговизна энергоресурсов неизбежно скажется на цене продовольствия, предостерегали осенью отраслевые специалисты.