Почему несколько лет назад эффект от пандемии был бы намного хуже?
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
В Латвии

Почему несколько лет назад эффект от пандемии был бы намного хуже?

Otkrito.lv

Cлучись пандемия коронавируса пять лет назад, последствия для народного хозяйства Латвии могли оказаться намного тяжелее, чем теперь, когда уже хорошо развиты возможности организовать работу многих предприятий дистанционно, и уже существуют механизмы поддержки населения и бизнеса, заявил в дискуссионной передаче "ТЧК" экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис.

В ближайшую зиму негативное влияние пандемии Covid-19, несомненно, будет ощущаться, но так как это уже не первая ее волна, экономика успела приспособиться, сказал специалист: «Затронуты не все отрасли. И очень многие работают удаленно, все к этому уже привыкли. Затронуты ограниченные сектора экономики. И конечно, если это будет кратковременно, то есть локдауна больше не будет в декабре или позже — то активность потребителей в тратах возобновится. Это было очень характерно видно во втором и третьем квартале текущего года — она возобновилась».

Но многие отрасли в этом году даже не возобновили работу, например, туризм, говорит Гашпуйтис, пишет LSM. Есть другие отрасли, которые двигают рост экономики. Поэтому он будет продолжаться, но останется неоднородным. Другой гость передачи, экономист банка Luminor Петерис Страутиньш, считает, что некоторые сферы бизнеса ждет «долгосрочный ущерб», например — рестораны. До кризиса там было занято много людей, и в пандемию многие вынужденно сменили сферу занятости, причем с лучшими зарплатами: «Это значит, что предприятиям в отрасли будет трудно привлечь этих людей обратно. Кроме того, я читал прогнозы мировых лидеров туризма, и они считают, что полное восстановление возможно только в 2024-25 гг. Так что и спрос на услуги гостиниц и ресторанов в будущем году станет лишь восстанавливаться. А может быть, и в 2023-м тоже. Но есть и другие отрасли, где все отлично! Например, если мы говорим об экспорте услуг IT (это главное экспортное направление в Риге сейчас), там было замедление в начале кризиса, но сейчас там восстановился рост — на 15-20% в год».

Работники, ушедшие из пострадавших от кризиса отраслей, нашли другие вакансии — «не все, а те, кто хотел и смог», оговариваются экономисты. Занятость упала и не восстанавливается, и эта проблема отмечается во всем мире, пояснил Дайнис Гашпуйтис: «Возвращение трудоспособных людей на рынок труда в ближайшие годы станет определенным вызовом».    

Если отрасль гостеприимства ждет более долгий спад, то, например, розничная торговля адаптируется к обстоятельствам быстрее, развивая онлайн-продажи, говорит он. «Случись пандемия пять лет назад — [негативный] эффект от нее был бы больше. Сейчас мы можем уже многое сделать, имея интернет! И поэтому оказывается меньшее влияние, чем нам иногда кажется».

В ситуации годичной давности Латвии пришлось иметь дело с ограничениями в ряде сфер, а теперь общество извлекло уроки, и потребители изменили свои привычки, прозвучало в передаче. Кроме того, теперь есть важный фактор, отсутствовавший тогда — вакцинация против Covid-19. «Экономика — приспосабливается. Но не на 100%. Есть отрасли, где работники негативное влияние ощутят. Вопрос, сколько. На него, думаю, не может ответить никто. И что делать дальше? Мы видим, что многие рестораны закрылись, и они могут не открыться. Многие пробуют работать в другом режиме... В целом костяк экономики приспособился. Потому-то мы и оптимистичны — вы видим позитивные тенденции в целом», — сказал Гашпуйтис.   

Что касается опасений о росте безработицы в связи с возможным увольнением представителей тех профессий, для которых введено требование с 15 ноября иметь Covid-сертификат о вакцинации или перенесенном коронавирусе, и грядущей нехватки кадров — то страхи эти, по мнению гостей передачи, не слишком обоснованны. «Опыт других стран показывает, что очень, очень малая часть тех людей, которые говорят, будто они готовы оставить работу из-за требования вакцинироваться, решается на этот поступок. Они уже ушли — или оно только говорят, что не хотят вакцинироваться? Это две разные вещи.

Да, какие-то люди будут очень принципиальными, но опыт других стран показывает, что это очень небольшое число. Потому что потерять работу — это очень серьезно. И просто люди не решаются на это», — сказал Петерис Страутиньш. «Экономического кризиса как такового из-за этого не будет, — добавил Дайнис Гашпуйтис. — Это может немного ускорить проблему старения общества, потому что уже сейчас демографическая ситуация такова, что с рынка труда уходит больше людей, чем приходит туда. «Принципиальными» поэтому могут себе позволить те, кто уже в пенсионном возрасте. Они поэтому уходят — не вакцинируются, но имеют какие-то доходы.

Какие-то кадровые проблемы в отдельных отраслях, учреждениях это может усилить. Кризиса не будет — зато это может побудить предпринимателей больше инвестировать в производительность, думать об инвестициях. Это может даже обернуться частично позитивным эффектом. Если нет работников — будут думать, как оптимизировать и автоматизировать процессы».