"Я тобой воспользуюсь! Так говорит папа": мужчину в Латвии обвиняют в педофилии; адвокаты убеждены, что насилия не было
Мужчина обвиняется в педофилии в отношении своего маленького ребенка. Прокуратура убеждена, что собрано достаточно доказательств того, что он в течение длительного периода времени удовлетворял свое сексуальное желание в физическом контакте с сыном, за что обвиняемому грозит пожизненное заключение.
Произошедшее - это трагедия для всей семьи, подчеркивает мать ребенка, указывая на то, что его показания о случившемся были ужасающими. Защитники прав матери и ребенка обеспокоены тем, что после того, что несовершеннолетний неоднократно был допрошен в период расследования, он после реабилитации может получить повторную травму, поскольку может быть вовлечен в судебный процесс. Мать сообщает, что суд удовлетворил ходатайство обвиняемого о проведении повторной судебно-психологической и психиатрической экспертизы с целью выяснения готовности ребенка к участию в судебном заседании и ответам на вопросы. Такой опыт для него может быть слишком большим ударом, по мнению матери и Государственной инспекции по защите прав ребенка.
Поскольку разбирательство проходит за закрытыми дверями, Bez Tabu сохраняет анонимность причастных к делу. Ребенку сейчас девять лет, родители развелись несколько лет назад. Мальчик живет с мамой, но родители договорились, что отец может встречаться с сыном. На данный момент отец находится на скамье подсудимых и обвиняется в педофилии. Обвинение утверждает, что имеется достаточно доказательств того, что в период с 2018 по 2020 год отец совершал действия сексуального характера с телом своего сына. "После этих встреч сын иногда приезжал домой с новой машинкой. Конечно, ребенок всегда рад получить подарок, но с этим подарком ребенок закрывался в своей комнате, был недоволен, зол, грустен, закрывался в себе. Говорил о том, что не хочет жить. Я не понимала, что происходит. Мы заметили непонятные изменения в поведении. Поведение ребенка было сексуализированным, но такой интерес проявлялся только ко взрослым мужчинам", - рассказывает мама ребенка.
Женщина вспоминает ситуацию, когда однажды утром в комнату, где спала она и ее нынешний сожитель, вошел сын со словами: "Я тобой воспользуюсь! Так говорит папа". "У меня в этот момент просто земля ушла из под ног!", - сказала мама.
Женщина рассказывает, что была обеспокоена поведением ребенка и обратилась в Сиротский суд. По ее словам, сотрудники "списали" поведение ребенка на то, что родители в разводе. Поведение сына продолжало беспокоить мать, пока он не начал рассказывать ей о пережитом, встречаясь с отцом. "Ребенок действительно начал подробно рассказывать, что происходит. Затем психолог дал свое заключение, Сиротский суд обратился в полицию", - делится переживаниями мать ребенка.
"Было возбуждено уголовное дело, потому что рассказанные им факты были ужасающими. Это больно. Думаю, эта история будет с нами всю жизнь"
Обвиняемый в педофилии освобожден из-под стражи до суда, отказывается проходить детектор лжи
Запрещается подробно рассказывать о доказательствах, полученных в ходе расследования, и о том, что ребенок сказал матери, с учетом текущего судебного дела. Однако доказательства убедили суд применить меру предосторожности к отцу ребенка - заключение под стражу. Мать говорит, что отец ребенка находился в заключении полгода, пока адвокат Эгонс Русанов не взялся защищать его в этом деле. Внеся залог в размере 15 тысяч евро, отец был освобожден из-под стражи.
Обвиняемый отказался от проверки на полиграфе или детекторе лжи, от чего недоумевает мать. Адвокат Эгонс Русанов, порекомендовавший не сдавать такой тест, пояснил программе Bez Tabu, что проверка на детекторе лжи - одна из самых субъективных экспертиз.
"Вмешиваться в защитную тактику и стратегию просто нелепо. Хотя он был готов на экспертизу, я сказал, что в этом нет необходимости. Приведу только один пример. В моей практике были случаи, когда мои клиенты соглашались на экспертизу в благородных целях, которая в итоге показывала, что они лгали, но затем в суде выяснялось, что они не совершали преступления. Это одна из самых субъективных экспертиз", - пояснил адвокат Русанов.
Ребенка продолжают "дергать", настаивать на повторной экспертизе
Мать ребенка рассказала, что ее сын несколько раз рассказывал о событиях разным специалистам (два курса из нескольких занятий по психологическому исследованию с психологом, беседа с членами Сиротского суда, два допроса в полиции, беседа с судебно-медицинским экспертом во время медицинского освидетельствования).
Женщина говорит, что разговоры со специалистами, в которых пришлось вспоминать опыт, были травматичными, но реабилитация дала результаты. Мать недоумевает, почему примерно через год после последних показаний, суд удовлетворил требование о проведении еще одной экспертизы ребенка, которая может оказаться травматичной для него. Суд решает вопрос о его допросе в судебном заседании. Для решения этого вопроса ребенку назначена дополнительная амбулаторная комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.
Адвокаты обвиняемого подвергают сомнению утверждения о сексуальном насилии
Адвокаты подсудимого считают, что ребенок дал показания на основании "ложных воспоминаний". Защита также заявила, что первые показания ребенка следователям дала сама мать.
Адвокаты подсудимого утверждают, что никакого сексуального насилия не было.
Поэтому настояли на повторной экспертизе ребенка, рекомендованной специалистами. Однако мать ребенка опровергла эту версию, заявив, "что еще может сказать адвокат". Она также сообщила, что "есть также мнение нескольких психологов по делу, что ребенка нельзя привлекать". "У ребенка ложные воспоминания. Эти ложные воспоминания могли возникнуть из-за того, что мать проводила разговор с ребенком, задавая ему вопросы, на которые можно было ответить "да" или "нет". Первоначальный допрос ребенка как жертвы полицией проводился без аудио или видеозаписи, что является чрезвычайно большим недостатком в этом процессе", - заявила адвокат подсудимого Санта Оборенко.
Адвокат Русанов рассказал, что к сожалению, не только в Латвии, но и во всем мире становится все больше и больше случаев, когда родители, которые в чем-то не могут договориться, используют обвинения в педофилии как орудие со стороны другого супруга. Это может привести к чрезвычайно серьезным последствиям для обвиняемого, и из вопроса о правах детей и женщин становится ясно, что вероятность того, что у мужчины есть шансы на то, чтобы отмыться от всего этого каким-либо образом, низкие.
Прокуратура убеждена в доказательствах, а правозащитники опасаются повторного допроса ребенка
В прокуратуре Латвийской Республики программе Bez Tabu сообщили, что прокурор, осуществляющий надзор за следствием, убежден в полученных доказательствах. "Если прокурор передал дело в суд, значит он считает, что доказательная база была собрана таким образом, чтобы можно было сохранить государственное обвинение. В настоящее время суд является тем судом, который должен принимать решение по собранным доказательствам", - комментирует представитель Прокуратуры Латвийской Республики Айга Эйдука.
Bez Tabu также обратилась в Государственную инспекцию по защите прав ребенка, где указали на то, что повторное обследование ребенка и возможный допрос в судебном заседании противоречат интересам ребенка, подчеркнув риск повторной травмы.