Сын Джеммы Скулме высказался о скандальном мурале, посвященном его матери
фото: архив Rīgas Viļņi
Художник Юрис Димитерс о мурале, посвященном его матери Джемме Скулме: "В современном искусстве все позволено, и все есть искусство"
В Латвии

Сын Джеммы Скулме высказался о скандальном мурале, посвященном его матери

Otkrito.lv

За пару недель до начала нового учебного года общественность была разделена на два враждующих лагеря муралом профессора Академии художеств Кристиана Бректе, посвященном художнице Джемме Скулме (1925-2019). Картина находится на стене Рижской 40-й средней школы на улице Акас. Портал Jauns.lv узнал, что по этому поводу думает сын известной художницы Юрис Димитерс, который сам также является художником.

Многие были шокированы не только очертаниями обнаженных девичьих или женских фигур на школьной стене, но и техническим исполнением самого произведения искусства - мурала (наконец-то многие узнали, что в переводе с английского mural - это огромное изображение, которое нанесено на стену здания). Возмущение было настолько велико, что пуритански настроенные родители поспешили собрать подписи за снятие аморальной "каляки-маляки" со школьной стены, а либеральные критики радовались победе современного искусства.

Эротически-скандальный мурал Кристиана Бректе, посвященный Джемме Скулме

Масло в огонь подлило и то, что мурал Veltījums Džemmai Skulmei ("Посвящение Джемме Скулме") с неоновой подсветкой цитаты художницы "Mēs visi esam sliekas, kurām jāirdina zeme" ("Мы все черви, которые должны взрыхлять землю") создано не только при поддержке фонда Mākslai vajag telpu, но и с благословения Рижской думы. В пресс-релизе, распространенном Департаментом образования, культуры и спорта, говорится: "Эскиз мурала создал латвийский художник Кристиан Бректе, а на стену этот эскиз перенесли художники Микелис Мурниекс и Kiwie. Бректе, вдохновленный образами Скулме, которые напоминают детские рисунки и которые художница особенно использовала в своем творчестве в последние десятилетия, создал произведение искусства "Посвящение Джемме Скулме". Используя образы девочек из серии картин "Возвращение" и "Модель", созданные Скулме, Бректе продолжает наивную эстетику и смотрит на "модели" так, как это свойственно самому художнику.

Стена, расположенная на улице Акас 10, является местом реализации образовательной программы Рижской 40-й средней школы, и она была выбрана сознательно, делая упор на формирование художественного понимания с раннего возраста, побуждая детей знакомиться с наследием изобразительного искусства и сильными латышскими личностями, как Джемма Скулме и Кристиан Бректе. Проект получил поддержку на конкурсе по финансированию культурных проектов Рижской думы". 

В общей сложности роспись обошлась в 10 000 евро, более половины суммы покрыла Рижская дума. "Именно этому проекту конкурсная комиссия (состоящая из депутатов думы, представителей учреждений, экспертов и т.д.) выделила софинансирование в размере 6000 евро. За реализацию проекта ответственность несут его авторы. В том числе и за согласование проекта с ответственными учреждениями в соответствии с требованиями нормативных актов", - сказала ранее Индра Вилде, представитель департамента Образования, культуры и спорта Рижской думы. Как выяснилось, согласования с руководством учебного заведения не потребовалось, потому что школа - это пользователь здания, а не владелец. Само здание является собственностью Рижского самоуправления.

Портал Jauns.lv спросил художника Юриса Димитерса, что он думает о скандальном мурале, посвященном его матери. Он ответил: "У меня действительно нет позиции по этому поводу. Для современного искусства вообще нет критериев. Критерии могли бы быть, если бы мы оценивали реалистичную картину. Но здесь все дозволено и все искусство. По своему стилю я довольно консервативный художник, но в своем мышлении я все-таки иду в ногу со всем современным миром. Но в конце концов, эта работа не имеет ко мне никакого отношения. Это копия работ моей мамы или… как это там называют. Предполагается, что это дань уважения моей матери, но насколько точно отображена эта картина, сказать трудно.

Несомненно, тут можно искать всевозможные политические подтексты, это можно использовать в политических баталиях и так далее. Это уже тот случай, когда от общества ничего не требуется. Нет такого, что все сели за один стол, а затем решают, будет ли там что-то или не будет. Все работают так, как они работают. Я категорически ни за, ни против".