В Вентспилсе руководство думы ездит на купленных полицией авто; прокурор против
фото: скриншот
В Латвии

В Вентспилсе руководство думы ездит на купленных полицией авто; прокурор против

Otkrito.lv

Вентспилсская муниципальная полиция и после упреков прокуратуры продолжает без надлежащего контроля передавать принадлежащие ей дорогие автомашины руководству думы — возможно, и для личных нужд, сообщает программа de facto на LTV.

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) не нашло доказательств того, что почти новый роскошный автомобиль Audi A8 муниципальная полиция купила только в интересах мэра города Айвара Лембергса, однако бюро констатировало, что нарушен порядок использования машин. На это в своем заявлении указывает и прокурор Курземского окружного суда Атис Дзервенс, однако самоуправление — во всяком случае, пока — его возражения игнорирует, подчеркивает de facto. Например, вице-мэр Вентспилса Гунтис Блумбергс продолжает водить принадлежащую муниципальной полиции Audi Q7 — автомобиль два года назад купили за почти 75 тыс. евро.

В феврале этого года — за два дня до того, как Рижский окружной суд назначил мэру Вентспилса Айвару Лембергсу в качестве меры пресечения арест — KNAB вел процессуальные действия в Вентспилсской муниципальной полиции и городской думе. Это было связано с подозрениями в том, что должностные лица злонамеренно использовали служебное положение, купили транспортные средства, которые самой полиции не нужны, но используются для личных нужд градоначальника.

В мае уголовный процесс прекратили, поскольку полученных KNAB доказательств было недостаточно, чтобы утверждать, что автомашины купили в интересах конкретного лица, а сделка нанесла ущебр самоуправлению. Однако некоторые нарушения KNAB все же обнаружил.

В решении о прекращении уголовного процесса сказано: во время досудебного расследования провели специальные следственные действия, в результате которых выяснили, что Audi A8L Вентспилсской муниципальной полиции использует в основном Айвар Лембергс, который не является сотрудником или должностным лицом полиции, кроме того, мэр использует машину, чтобы ездить домой — в Пузе.

Когда Лембергс попал в Рижскую центральную тюрьму, речи о его перемещении на Audi А8 уже не шло, поэтому вскоре KNAB пришел с визитом в думу и муниципальную полицию. Единственное лицо, в отношении которого в этом деле был начат уголовный процесс — замглавы муниципальной полиции Даце Андерсоне, которая год назад подписала договор о покупке автомобиля за 57 тыс. евро. Во время допроса в KNAB она заявила, что конкретный автомобиль не передавался в пользование людям, которые не являются должностными лицами муниципальной полиции.

Однако KNAB выяснил, что машиной Audi A8 в основном пользовался Лембергс, например, когда посещал здание Вентспилсского суда, где проходили удаленные заседания по его уголовному процессу. Он также ездил домой — в 30 км от Вентспилса, хотя внутренние правила предусматривают: выполняя рабочие обязанности, водитель должен оставлять транспортное средство в предусмотренном для этого месте.

В результате по итогам расследования KNAB получил доказательства, что машина не используется для осуществления основных функций муниципальной полиции, и получил информацию, которая свидетельствовала о нарушениях в связи с порядком использования автомобиля. По этой причине последовало заявление прокурора Курземской окружной прокуратуры Атиса Дзервенса в Вентспилсскую муниципальную полицию. «Эти автомашины — в конкретном случае была информация об одной — передавали вне установленного порядка в пользование тем, кто не является работниками муниципальной полиции. По рабочим или по другим вопросам — не выяснено, однако использование без присутствия сотрудника муниципальной полиции как водителя. И поэтому констатировали, что, во-первых, водитель, который несет ответственность за содержание автомобиля, его хранение и оформление соответствующих путевых листов, свои обязанности выполнять не мог», — пояснил прокурор программе de facto.

Несколько лет назад Государственный контроль призвал Вентспилсскую думу перенять используемые ею машины муниципальной полиции, что позволило бы правильнее учитывать и контролировать расходы думы, однако этого до сих пор не сделали, отмечает KNAB.

«Этот уголовный процесс с этими процессуальными действиями, хотя он и не завершился обвинениями и судебным приговором, также, возможно, заставит должностных лиц и думы, и муниципальной полиции хорошо подумать над тем, как далеко они готовы зайти на этом пути игнорирования законов и нормативных актов», — отметил Дзервенс.

С сентября прошлого года Вентспилсской муниципальной полицией руководит Ояр Рудзитис — бывший юрист Вентспилсской думы от партии Лембергса «Латвии и Вентспилсу», однако в данный момент Рудзитис деятельность в партии прекратил. Он два дня избегал интервью с de facto и лично, и удаленно, но позже на письменные вопросы ответил: не знает, отменен ли уже установленный KNAB запрет раскрывать содержание уголовного дела.

Однако без ответа остался и вопрос об выполнении прокурорского распоряжения. Уже в феврале de facto выяснило, что вице-мэр Вентспилса Гунтис Блумбергс с заседания правления «Латвии и Вентспилсу» уехал на красивом автомобиле Audi Q7. Позже de facto выяснило, что и эта машина 2019 года выпуска принадлежит Вентспилсской муниципальной полиции — два года назад автомобиль купили за 74,8 тыс. евро. В закупочной спецификации нового пассажирского автомобиля был четко указан класс: «большой внедорожник».

На этой неделе, когда Вентспилсская муниципальная полиция уже получила заявление прокурора, которое требовало не позволять передавать машины людям, которые не являются должностными лицами полиции, и информировала об этом руководство думы, у Блумбергса все еще были ключи от Audi Q7, выяснили журналисты de facto.

На вопрос, на каком основании он ездит на авто муниципальной полиции, если прокурор в заявлении указал, что этого делать нельзя, Блумбергс ответил: «Ознакомьтесь — здесь положение и документ есть... Тут у думы отношения со всеми... Я заявление не видел, не могу его комментировать. У нас все документы в порядке. Мы ездим в таком порядке уже годами постоянно». По словам Блумбергса, машина ему действительно нужна, потому что личной нет. «А как по-вашему я куда-нибудь попаду? Я же не могу, как в Риге, на велосипеде ехать». В свою очередь, на вопрос, нужна ли ему именно Audi Q7, Блумбергс ответил: «Какую машину по конкурсу купили, такая есть».

Со всеми вопросами стоит обращаться к 1-му заместителю председателя думы Янису Витолиньшу, в конце концов заявил Блумбергс. Витолиньш же, читавший заявление прокурора, подчеркнул: никаких нарушений в работе муниципальных структур нет.

«Прокурор в своем письме, как он считает, констатировал, что в уголовном процессе, который ведет KNAB, констатированы нарушения закона, так он пишет, или, выражаясь точнее, это нарушения порядка. Он ссылается на три конкретных пункта, и по этому заявлению прокурора наша муниципальная полиция подготовит ответ и пояснение».

Витолиньш, поясняя, почему Лембергс на машине муниципальной полиции поехал в суд, указал — это было в рамках исполнения обязанностей: «Лембергс в суде был ответчиком как должностное лицо — не как бизнесмен».

Но почему Вентспилсская муниципальная полиция покупает такие дорогие — даже роскошные — машины для должностных лиц думы? И Витолиньш, и Блумбергс в своих ответах подчеркивают: главное, чтобы автомобиль был безопасным, потому что зимой дорога в Ригу не всегда хорошо почищена.