"Латвийцы очень удивили прямотой", - тайванец, открывший кафе в Даугавпилсе
Даугавпилс — второй по величине город Латвии. Однако в той или иной степени здесь все друг друга знают. А если ты бизнесмен, да еще иностранец, тем более. Поэтому, когда в центре города в период пандемии открылось кафе-пекарня с необычным названием NEKOMIMI, об этом узнали все и практически сразу, рассказывает Латгальская студия Латвийского радио 4.
Что в нем такого необычного? Да практически все — начиная от интерьера и заканчивая владельцами: молодым человеком из солнечного Тайваня Йоншеном Хсу и его супругой — даугавпилчанкой Татьяной.
Первый вопрос: легко ли в Латвии быть иностранцем?
«Первый год было очень страшно. Мне было страшно ходить одному по городу, ведь я мог спокойно заблудиться, забыть, где находится мой дом, потому что все здания одинаковые. Страшно было ходить и в магазины за покупками. Я еще тогда не знал, что если люди мне не улыбаются, это не значит, что я им не нравлюсь. Очень сильно меня удивили и люди. Чем? Своей прямотой. Если что-то не нравится, сразу вам об этом скажут, и скажут то, что они о тебе думают. В нашей — тайской — культуре так не принято: если нам что-то не нравится, мы об этом скажем, но мягко, обойдя все острые углы, или же вовсе на это не отреагируем. А здесь все иначе. И еще что меня удивило: если люди друг другу не нравятся, они все равно встречаются и общаются... Я этого не понимаю».
Йоншен не скрывает, что без Татьяны преодолеть эту пропасть между народами было бы крайне сложно — и скорее даже невозможно. Разница в менталитете, в подходе к жизни, решению тех или иных вопросов — понять все это иностранцу ой как непросто. Особенно в условиях, когда к тебе относятся с подозрением.
«Я понял, что все-таки незнание языка является серьезным барьером для комфортного здесь проживания, и еще я понял, что здесь не все, скажем мягко, с позитивом относятся к нам, к азиатам».
Это правда, говорит Татьяна, которая в любой момент готова защитить супруга и подставить плечо.
«Да, когда начался этот коронавирус, пару раз было в ресторанах. Когда только первая волна была, мы пошли просто в обыкновенное кафе, даже не ресторан. Мужчина такой: «Он должен маску надевать!» Я говорю: «Почему он должен маску надевать?» Тогда еще не было этих ограничений, что нужно их надевать. Потом были бабушки какие-то непонятные, говорили: «Девочка, ты что делаешь? Гони его! Он тебя заразит!» и что-то тому подобное. Было столько таких ситуаций, когда просто удивляешься людям — с какой они вообще планеты упали?! Очень много разных оттенков здесь. Наши люди — они и позитивные, и негативные одновременно. И наши эмоции, наши чувства меняются очень большими волнами, и ты не можешь предугадать, чего ожидать. Например, если мы говорим об азиатской культуре, то в ней все довольно-таки ровно. Люди стараются не доставить проблем другому, как говорится. Они порадуются за другого, тому, что кто-то открыл бизнес. У нас же наоборот — если ты попытаешься открыть какой-то бизнес или еще что-то, тебе вначале скажут, что ты провалишься 33 раза, и потом они увидят, что ты не профи — и будут на своем настаивать».
Но когда-то они приняли решение пройти этот путь вместе. Молодые люди познакомились в Риге, куда Йоншен приехал в отпуск из США — там дипломированный специалист по английской литературе работал менеджером в пончиковой.
«В Риге я заблудился. И тут я увидел девушку. Подошел, попросил показать мне дорогу — и она меня привела туда, куда было нужно».
Йошену Татьяна понравилась, а сама девушка была заинтересована в том, чтобы подтянуть свой английский. Да и азиатская культура ей была интересна. Так началось общение по интернету, а вскоре молодой человек понял, что в Латвии живет его вторая половина.
Но только чувствами сыт не будешь. Йоншен отдавал себе отчет, что без знания латышского и русского языков найти работу репетитора по английскому практически невозможно. Тогда на ум пришла идея открыть кафе-пекарню.
«Муж придумал NEKOMIMI. Это переводится как «кошачьи ушки», или «белый кот». У белого кота тоже есть своя история. Йоншен еще забыл рассказать, что у него выпечка немного в крови — у его дедушки в свое время была пекарня. Тайвань когда-то был колонией Японии, и получалось, что у магазинов тогда не было никаких названий. А у дедушки был белый кот. Японцы все время говорили: «Пойдем в ''Белого кота''». С названием тоже было интересно у нас. Когда открывались только, вывеску поставили, мимо проходила одна бабушка и сказала: «Ой, какое странное название, никто к вам не пойдет!» Я говорю: «В смысле?» Она: «Ну вот что это такое?» Я ей перевела, рассказала. Она в ответ: «Девушка, ну что вы делаете! Вот как вас зовут?» Я отвечаю: «Татьяна». Она: «Вот и надо было назвать ''Танюша''».
Но опасения незнакомой дамы оказались напрасны. Несмотря на серьезные Covid-ограничения, продукция кафе-пекарни NEKOMIMI пользуется большим спросом у горожан. Впрочем, неудивительно: настоящую азиатскую кухню, а не ее подобие, в Даугавпилсе найти непросто.
Легко ли быть бизнесменом в Латвии? Услышав этот вопрос, молодые люди улыбнулись. И если Йоншена удивляет только наша налоговая политика, которая буквально обирает начинающего предпринимателя, то Татьяна называет еще одну существенную причину, которая мешает развиваться бизнесу.
«Наша бюрократия убьет любой бизнес и желание вообще что-либо открывать. Если бы он был один, было бы по-другому».
Тем не менее, сложности Йоншена не пугают. Он хочет заниматься тем, что ему нравится и что позволяет ему как главе семьи обеспечивать любимых девочек. А потому и планы на будущее грандиозные.
«Я бы хотел открыть сеть кафе-пекарен NEKOMIMI в Риге. Но проблема в том, что я по своей натуре контролер. Я люблю сам все контролировать, надзирать за процессом и за качеством продукции, и да, я не могу доверить эту функцию другим людям».
Но, как известно, жизнь переменчива, и зачастую человек, чтобы идти дальше, отказывается от стереотипов, которые мешают ему двигаться вперед. Так что не исключено, что через какое-то время NEKOMIMI покорит и столицу Латвии.