В Латвии
8 марта 2021 г., 14:16

У пенсионерки грозят отнять квартиру в Юрмале: еще одна жертва дела о фальшивых завещаниях

Sniedze Smilga

"Likums un Taisnība"

Инара Галея (74), после выхода на заслуженный отдых, продала свою двухкомнатную квартиру в Риге и купила однокомнатное жилье в Юрмале. Теперь государство собирается конфисковать ее – это одна из 11 квартир, которые фигурируют в скандальном деле поддельных завещаний.

17 февраля судья Рижского Видземского предместья Зигмундс Дундурс объявил о конфискации квартиры художника Айвара Вилипсонса в пользу государства. В деле о фальшивых завещаниях фигурирует одиннадцать квартир, и об их конфискации по предложению Государственной полиции пример решение суд.

Появляется подруга с завещанием

Свою однокомнатную квартиру в Булдури приватизировала родившаяся в 1960 году Вера Тихонова, соседи помнят ее как одинокую и тихую женщину. Тихонова умерла 31 мая 2013 года в возрасте 53 лет, не нашлось ни одного близкого человека, который взял на себя погребение, похороны организовало домоуправление.

Менее чем через три месяца, 22 августа, к нотариусу приехала родившаяся в 1960 году Рута Берзиня и предъявила частное завещание, которым Тихонова 15 мая 2013 года, за две недели до смерти, завещала своей подруге Берзине все имущество, в том числе квартиру. Как свидетели завещание подписали Олег Литвинко и Инта Степанова, обе нотариусу подтвердили, что такова воля Тихоновой.

Следует отметить, что присяжный нотариус не имеет возможности проверить подлинность подписи, поскольку он не имеет образца подписи наследодателя.

фото: Юрис Розенбергс / Jauns.lv
Инара Галея

Нотариус 23 сентября поместил объявление в «Latvijas Vēstnesis» об открытии наследства и пригласил в трехмесячный срок подать заявку других наследников и кредиторов. Никто не подал заявку, и 15 января 2014 года Берзиня получила свидетельство о наследстве, и 11 апреля она была внесена в земельную книгу как владелица квартиры.

Продали через пять дней после наследования

Уже 16 апреля Берзиня заключила договор купли с родившимся в 1947 году Леонидом Зениковым, от имени которого на основании утвержденной нотариусом универсальной доверенности действовал его сын, родившийся в 1972 году Сергей Зеньков.

В утвержденном нотариусом договоре говорится, что квартира куплена за 35 000 евро, покупатель всю сумму заплатил наличными до заключения договора. В то время это можно было сделать, так как еще не было обязательного требования продавать недвижимость только при посредничестве банка. Нотариус не проверяет, действительно ли деньги уплачены.

Еще через восемь месяцев, 30 декабря 2014 года, Леонид Зеньков продал за 37 000 евро квартиру Инаре Галее, на основании универсальной доверенности опять все уладил сын. Галея перечислила деньги на счет Леонида Зенькова.

Через десять дней, 9 января 2015 года, с этого счета 33 000 евро были перечислены на счет Виктории Лейбензоне с указанием «Зачисление дарения Сергею Зенькову». Лейбензоне — жена Сергея Зенькова, и их имена фигурируют в жилищном деле Вилипсона.

фото: Юрис Розенбергс / Jauns.lv
Инара Галея

В советское время уже изъято имущество

Юрмалу Инара Галея связывает с воспоминаниями детства и молодости. «Мой отец в Дзинтари в 1946 году построил небольшую деревянную дачу. Наша семья в Риге жила в тесной, маленькой двухкомнатной квартире на площади 30 квадратных метров, поэтому мы с мая по октябрь жили в Юрмале», – вспоминает она в разговоре Kas Jauns Avīzе.

В 1972 году советская власть конфисковала эту дачу – рядом было предприятие Jūrmalas gaisma, которое хотело расшириться. Если бы это был жилой дом, семье назначили бы квартиру. «Но это была только дача, и советское государство вместо этого ничего нам не дало, не заплатило и никакой компенсации», – рассказывает Галея. Я иногда ездила туда на велосипеде. Наша дача там все еще стоит, теперь она заброшена и полуразрушена, во дворе валяются ржавые трубы».

После трагической смерти мужа Инара в кредит купила двухкомнатную квартиру в Пурвциемсе, в новостройке. А когда на пенсии доходы снизились, продала ее через банк и купила "однушку" в Булдури.

Инара любит активный образ жизни, каждый день тренируется, летом ездит на велосипеде: «Четыре года я была счастлива. Я наслаждалась тишиной Юрмалы, морем, свежим воздухом с ароматом сосен. А потом в начале 2019 года пришло сообщение от полиции о наложении ареста на квартиру.

Допрашивали два часа

Меня вызвали к следователю Инге Шалаевой и допрашивали два часа. Я предъявила все документы, подтверждающие, что квартиру я получила честным путем. Следователь сказала, что наложение ареста - это ничего страшного, это будет на два года, а полиция изучает это дело. После этого арест продлили еще на шесть месяцев. Если ничего не найдут, арест будет снят», – вспоминает Галея.

Но арест на квартиру не сняли, два года от полиции не было никаких известий, и в январе этого года пенсионерка получила заявление старшего инспектора полиции Гуны Зелтини, что полиция требует конфискации квартиры.

«Я всю жизнь честно работала, ничего от других не брала. Почему я должен страдать? Это моя единственная собственность и единственное место жительства!» - недоумевает Инара.

Схема мошенничества

В случае семьи художника Вилипсона мошенники действовали так же. Первая хозяйка жилья Валентина Полякова умерла в 2011 году в возрасте 75 лет. Близких родственников у нее не было, и летом того же года к нотариусу приехала родившаяся в 1940 году Скайдра Малиновская, которая выдала себя за подругу Поляковой, и два фальшивых свидетеля – родившаяся в 1968 году Алла Кейша и уже упомянутая Виктория Лейбензоне.

Малиновска показала нотариусу завещание, которым Полякова оставляет ей квартиру, Кейша и Лейбензоне солгали, что Полякова подписала его в их присутствии. 21 сентября 2011 года Малиновска получила свидетельство о наследстве, 25 октября квартира была зарегистрирована в земельной книге на ее имя. На следующий день квартиру Малиновска за 12 000 латов продала той же Кейше, которая  нотариусу подтвердила подлинность завещания.

фото: Юрис Розенбергс / Jauns.lv
Инара Галея

Малиновска сама не подала документы в земельную книгу, на ее месте с доверенностью действовал муж Лейбензоне Сергей Зеньков, который впоследствии получил деньги за проданную квартиру.

В то время у Аллы Кейши был долг на содержание детей, по приговору суда ей пришлось уплатить алименты двум своим несовершеннолетним детям, 25 латов в месяц каждому, а мать эту небольшую сумму не платила.

19 января 2012 года квартиру Кейша продала добросовестной приобретательнице К. А., которая совершила масштабный ремонт и через пять с половиной лет, в июне 2017 года, продала собственность художнику Вилипсонсу.

11 объектов недвижимости за 3,5 года

В обоих случаях мошенники для роли подруги и наследницы выбрали женщину, которая была одного возраста с покойницей. В обоих случаях сделка намеренно запутывалась, привлекалось доверенное лицо, чтобы было труднее выяснить, кто на самом деле получил деньги. За три с половиной года, с 8 ноября 2010 года по 21 мая 2014 года, мошенники прибрали к рукам одиннадцать объектов.

Наряду с уже упоминавшимися – Зеньковым, Лейбензоне, Кейшей, Олегом Литвинко и Интой Степановой – в уголовном процессе как подозреваемые за обман других квартир фигурируют также Андрей Мухаметшин, Юрий Борисович, Людмила Игнатьева, Марис Стеймарс, Кирилл Валуискс, Игорь Захаренко, Геннадий Зайцев и Петерис Питранс, всего 14 человек.

Обе фальшивые наследницы Рута Берзиня и Скайдра Малиновска умерли. Совпадение? Верующие люди посчитали бы, что с имуществом умершего нельзя поступать вопреки его воле, это большой грех...

Работник прокуратуры, который захотел остаться анонимным, признает, что из-за срока давности прекращенные дела передаются в архив. Вилипсонс и Галея не могут требовать возмещения убытков, так как обе фальшивые наследницы умерли.

Судебное заседание о конфискации квартиры Галеи было назначено на 24 февраля, но его отложили из-за болезни судьи.

Теперь мы есть в Telegram! Подписывайтесь на Otkrito.lv и будьте в курсе всего самого интересного!