Абсурд! Латвийская семья с ребенком с синдромом Дауна в аду бюрократии
фото: Unsplash
Иллюстративное фото
В Латвии

Абсурд! Латвийская семья с ребенком с синдромом Дауна в аду бюрократии

Santa Kvaste

Jauns.lv

"Я думаю, что ситуация просто идиотская. Инвалиды и за ними ухаживающие являются заложниками ситуации", – считает режиссер Уна Розенбаума, говоря о порядке, в котором государство устанавливает инвалидность человека. У ее брата Давидса синдром Дауна - генетическое заболевание, которое невозможно излечить. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем мужчины, ему не установили инвалидность на всю жизнь. Кроме того, при пандемии продлевать инвалидность еще сложнее. В свою очередь, в Министерстве благосостояния выясняется, что каждый случай врачебная комиссия оценивает индивидуально.

Пять лет назад Давиду исполнилось 18 лет. Тогда он прошел Государственную врачебную комиссию экспертизы здоровья и трудоспособности, которая в очередной раз пришла к выводу, что у него не пропал синдром Дауна, и мама Давидса поняла, что инвалидность установлена навсегда.

Но в ноябре прошлого года семья получила заказное письмо, что инвалидность Давидса закончилась. Мама иронизировала, что это замечательно, и, наверное, у нее совершенно здоровый ребенок. Однако реальность совершенно другая: у Давидса есть не только синдром Дауна, но и умственная отсталость и нарушения аутистического спектра.

Мама пыталась решить ситуацию, но для этого необходимо получить заключение экспертов комиссии, однако во время пандемии Covid-19 врачи с группой риска не работают.

«Несмотря на то, что Министерство благосостояния утверждает, что во время Covid-19 экспертизы не нужно проводить и инвалидность автоматически продлевается, это неправда. Я думаю, что там есть непонимание между государственными чиновниками и людьми, родственники которых нуждаются в продлении инвалидности», - говорит мать.

Еще одна возможность, чтобы Давид сам написал комиссии, насколько он трудоспособный или нет. Однако  это невозможно, потому что он не пишет и не говорит.

"Я думаю, что ситуация просто идиотская. Инвалиды и их опекуны являются заложниками ситуации", – говорит Розенбаума, добавив, что у няни ее ребенка лежачий муж, но, несмотря на это, он должен регулярно ездить на комиссию.

Чтобы узнать, что делать, мама Давида позвонила лечащим врачам. Затем получила рекомендацию из архивов получить старые заключения, но из-за пандемии никого было на месте и страрые бумаги не удалось получить. Поэтому семья живет без пособия по инвалидности Давидса все это время.

фото: LETA
Режиссер Уна Розенбаума
Режиссер Уна Розенбаума

С ситуацией в семье познакомилась директор Департамента социальной интеграции Министерства благосостояния Элина Целминя. Сначала она пояснила, что, согласно Закону об инвалидности, инвалидность является длительным или непреходящим ограничением функционирования очень тяжелой, тяжелой или умеренной степени, влияющей на умственную или физическую способность, трудоспособность, уход за собой и включение в общество лица. В свою очередь экспертиза инвалидности или трудоспособности проводится лицу с нарушениями физического или умственного здоровья, вследствие которых у него возникли стабильные ограничения функционирования.

Детям инвалидность устанавливается без деления на группы инвалидности и в большой степени основывается на диагнозе болезни, а для взрослых в оценке инвалидности применяется классификация нетрудоспособности и здоровья Международной функциональной способности, которая означает, что статус инвалидности лицам после достижения возраста 18 лет связан с оценкой функциональных способностей.

Целминя подчеркнула, что болезнь и инвалидность являются различными понятиями. Болезнь или диагноз всегда сам по себе не означает, что одновременно лицо имеет определенную инвалидность, также следует отметить, что с одним и тем же диагнозом лицо может иметь ограничения  функционирования разной тяжести, инвалидность может быть не установлена или может быть установлена III, II, или даже I группа.

Она отметила, что каждый случай Государственная врачебная комиссия экспертизы здоровья и трудоспособности оценивает индивидуально с учетом имеющейся информации в направлении на экспертизу инвалидности, которую заполняет лечащий врач лица, и приложенные к заявлению медицинские документы. С учетом степени тяжести ограничения функционирования принимается решение об установлении группы инвалидности I, II или III группы инвалидности или же инвалидность не устанавливается, если заболевание не вызвало для лица ограничения функционирования или они являются легкими, то есть не создают существенных проблем для лица.

Поэтому при достижении возраста 18 лет по меньшей мере один раз лицу проводится оценка инвалидности в соответствии с критериями установления инвалидности взрослых.

Целминя признала, что в описанном случае, возможно, молодому человеку с синдромом Дауна после достижения 18-летнего возраста можно было определить группу инвалидности I или II в зависимости от степени тяжести ограничений функционирования.

Она сообщила, что с 6 декабря 2019 года имеет силу регулирование, дающее право комиссии уже на первой экспертизе инвалидности установить инвалидность без повторного срока экспертизы инвалидности (навсегда). Это возможно для лиц после достижения 18-летнего возраста, у которых наступили болезни или травмы создано стабильное и необратимо функционирующее ограничение, которое было бы основанием для инвалидности на протяжении всей жизни.