фото: LETA
"Сначала надо дешевле, а в конце нужен чек!": Горький опыт пенсионерки в Лиепае с похоронным бюро
Иллюстративное фото
В Латвии
18 января 2021 г., 9:55

"Сначала надо дешевле, а в конце нужен чек!": Горький опыт пенсионерки в Лиепае с похоронным бюро

Otkrito.lv

Несколько лет назад различные контролирующие службы встревожились тем, что на рынке похоронных услуг нет порядка. Тогда в этой отрасли были констатированы многие нарушения, например, то, что не выдаются чеки и нет ясности, как образуется общая цена услуг, насколько она обоснована, уплачиваются ли налоги, пишет rus.liepajniekiem.lv, ссылаясь на Kurzemes vārds.

Недавно пережитое пожилой женщиной на одном из городских предприятий похоронных услуг заставляет сделать вывод, что ситуация существенно не изменилась.

После длительной болезни в возрасте 83 лет сердце Карлиса перестало биться утром 25 декабря. Его супруга Дзинтра в тот момент задремала в соседней комнате, а когда проснулась, поняла, что в комнате, где лежал муж, царит подозрительная тишина.

Женщина сразу позвонила дежурному врачу, который посоветовал обратиться в справочную службу 1188. Оператор соединил ее с SIA Liepājas apbеdīšanas birojs, работники которого вскоре прибыли и увезли тело в морг. Дзинтре они оставили визитную карточку фирмы, и женщина решила, что выберет похоронные услуги этого предприятия.

В бюро фирмы она заказала самое необходимое на скромные похороны – простой драпированный гроб, одеяла и букет. «Но у меня не было никакого представления о расценках. Женщина, которая нас обслуживала в бюро, не сказала, сколько стоит гроб и все остальное. Когда я попросила, чтобы мне показали все расценки, работница отказалась это сделать», – рассказала Динтра.

Предприятию было перечислено пособие на погребение в размере двух месячных пенсий умершего, а именно, 596 евро. В тот же день, когда Дзинтра решала все связанные с похоронами вопросы, представитель похоронного бюро позвонил ее внучке Кристине и сказал, что еще нужно доплатить 170 евро.

Вместе с тем скромные похороны обошлись в 766 евро.

На такую сумму вдова не рассчитывала. Для Дзинтры, малообеспеченного лица, 170 евро – большие деньги. Она говорит: если бы знала, сколько каждая услуга стоит, то от чего-нибудь отказалась бы, например, от ведущего траурной церемонии, речь которого обошлась в 70 евро.

Представитель похоронного бюро сказал, чтобы в день похорон, 30 декабря, родственники на кладбище отдали 170 евро могильщикам.

«Я эти деньги отдам, а чека мне никто не выдаст. Как я потом докажу, что за все заплачено», – с таким вопросом за день до похорон Дзинтра обратилась в Kurzemes vārds.

Женщина от отчаяния плакала и просила газету дать совет, как поступить.

Служба Госдоходов поясняет: «Любой поставщик услуги, особенно по требованию клиента, должен выдавать документ, подтверждающий полученный платеж. Это не только подтверждение, что полученная оплата будет отражена в бухгалтерии поставщика услуги, но и служит гарантией и защищает права потребителя, если он окажется недоволен услугой или в других спорных случаях».

Kurzemes vārds посоветовала Дзинтре заплатить деньги только в обмен на чек. После похорон газета связалась с вдовой еще раз и выяснила, что на кладбище она отказалась платить оставшуюся сумму, сказав, что сразу после новогодних выходных сделает это в бюро, а представители похоронного бюро сказали, что до тех пор не выдадут ей свидетельство о смерти мужа.

4 января внучка Дзинтры посетила похоронное бюро, чтобы заплатить требуемую сумму. Деньги у нее приняли, а подтверждающий платеж документ так и не выдали. Вместо этого Кристине был выдан бланк с пояснением расценок оказанных услуг.

Выданный бланк ни в коем случае нельзя считать документом подтверждающим платеж. В нем не указана информация ни об авторе документа (название, регистрационный номер, юридический адрес), ни дата подготовки и регистрационный номер документа, и он без подписи.

Интересно, что в этом бланке указаны отличающиеся расходы – ручкой вписаны цены на общую сумму 613,65 евро (с НДС). Если бы эти цены были отражены в бухгалтерии фирмы, то Дзинтре за похороны пришлось бы доплатить всего 17,63 евро.

Но рядом с этими расценками карандашом вписаны другие цифры, и общая сумма более чем на 150 евро больше.

Например, в столбце, где расценки вписаны ручкой, указано, что услуги могильщиков стоят 44 евро, а карандашом вписано – 84 евро, и то же самое по остальным позициям.

На прошлой неделе корреспондент газеты по телефону связалась с совладельцем Liepājas apbеdīšanas birojs Улдисом Барановым. Узнав, что газета получила жалобу о том, что бюро не выдало чек, он сказал: «Как же не даем? Даем!» И обещал найти лист заказа и перезвонить.

Вскоре после этого разговора с газетой связалась внучка Дзинтры и рассказала: «Мне только что позвонили из похоронного бюро и сказали, что мы очень некрасиво поступили с ними. Теперь, дескать, все бумаги будут официально, но с бабушки потребуется еще 50 евро».

То же самое по телефону было сказано и Дзинтре, но ей было сообщено, что придется доплатить 30 евро.

Еще примерно через час последовал звонок от У.Баранова в редакцию. «Все в порядке, она уже заплатила нам после похорон», – сказал он и пояснил, что до 30 декабря, когда состоялись похороны, получено перечисление из ГАСС (пособие на погребение) в размере 596,02 евро, и тогда был чек на 17,63 евро и квитанция на 153 евро.

«Это все у бухгалтера. Та квитанция и все документы есть. Внучка приходила и заплатила в новом году», – сказал совладелец фирмы.

На вопрос, почему тогда 4 января, когда Кристине заплатила оставшиеся 170 евро, ей не выдали никакого подтверждающего платеж документа, У.Баранов сказал, что всю документацию за прошлый год нужно было сдать в бухгалтерию, а в день, когда решались вопросы с похоронами, «нельзя требовать чек, если сначала не внесены деньги. Теперь родственникам усопшего, если им надо, квитанция будет выдана».

На повторный вопрос, почему подтверждающий платеж документ нельзя было выдать 4 января, когда родные полностью рассчитались, У.Баранов ответил: «Мы позвоним ей, пусть приходит. Ей уже позвонили…»

Но Дзинтра говорит, что не получала ни чека, ни квитанции.

В таких случаях доказать недобросовестность поставщика услуг весьма сложно, поэтому 4 января, прежде чем внучка Дзинтры вошла в похоронное бюро, чтобы заплатить оставшиеся 170 евро, газета попросила ее взять с собой включенный диктофон.

Записанная беседа и высказанные представителями бюро фразы вселяют подозрения, что похоронное бюро, вероятнее всего, уклоняется от уплаты налогов в полном размере.

Кристине в бюро сказала: «Я пришла заплатить деньги, но хочу что-то взамен». Представитель бюро спросил ее имя, фамилию. Через несколько минут Кристине продолжила беседу с каким-то мужчиной, возможно, У.Барановым и какой-то женщиной, настаивая на том, что бабушка хочет получить чек. Мужчина: «Здесь уже запущено так, чтобы вам вышло дешевле».

Кристине: «Я не знаю настолько подробно, что, как…»

Мужчина: «Если посчитать по-другому, то сумма сразу возрастает».

Женщина: «Я сделаю ей так, как это в официальной части».

Мужчина: «Вот так и получается, люди дорогие, – ой, ой, мне надо дешевле, а в конце – мне нужен чек!»

Потом в записи слышно, как работница бюро, очевидно, показывая и объясняя расценки, говорит: «Мы не можем это никому показывать! Тогда и самому клиенту плохо, и нам тоже плохо».

И еще она сказала: «Яму мы делим, чтобы в официальной части не было 70 сразу. Тогда еще сразу налог – наши 15 процентов, государственный. В этой колонке (очевидно, вписанной карандашом. – Прим. ред.) без налога.

Также несущим гроб мы платим на руки. Надеемся, ваша бабушка нас не посадит…»

Газета опросила и других лиепайчан, которые в течение последнего года похоронили близких. Из сказанного ими следует вывод, что не выдавать подтверждающие платеж документы за похоронные услуги – распространенная практика в Лиепае.

В Центре защиты прав потребителей (ЦЗПП) рассказали, что жалобы на предприятия, оказывающие похоронные услуги, редко, но бывают.

«ЦЗПП в 2016 году провел проверку в местах оказания риутальных услуг и констатировал, что в отдельных местах действительно нет прейскуранта. Констатирован и недостаток информации о конкретных услугах и ценах на них.

Таким образом для потребителя ограничивается возможность объективно убедиться в цене услуги и сравнить различные предложения.

В связи с этим, в 2017 году ЦЗПП провел повторные проверки в сфере ритуальных услуг, оценивая прейскуранты, указанную информацию и коммерческую практику», – информировала представительница ЦЗПП Агнесе Тауриня и отметила, что проверки проводились и в ООО Liepājas apbеdīšanas birojs.

Также в СГД пояснили, что прежде поступали жалобы на фирмы, оказывающие ритуальные услуги, но на общем фоне количество таких жалоб несущественное.

«СГД в рамках своей компетенции, осуществляя надзор за плательщиками налогов, идентифицировала различные проблемы в сфере ритуальных услуг. Сделан вывод, что отсутствие единых основных принципов деятельности поставщиков ритуальных услуг создает возможность недобросовестным представителям отрасли действовать бесконтрольно и уклоняться от уплаты налогов в полном размере, путем ведения незарегистрированной хозяйственной деятельности, не декларируя доходы и выплачивая зарплаты «в конвертах», – отметила представительница СГД Эвита Тейце-Мамая.