Депутаты умерили аппетиты: за жилье и бензин платят сами
Начатое Бюро по предотвращению коррупции (KNAB) уголовное преследование против депутата Алдиса Адамовича из «Нового Единства» и предстоящее обвинение в злонамеренном использовании компенсаций Сейма доставило ему ряд проблем. Например, ему пришлось покинуть пост управленца партнера «Нового Единства» – Латгальской партии. Это не означает, что в будущем подобных проблем не может случиться и с другими слугами народа, которые злонамеренно использовали компенсацию за квартиру и транспорт.
Под лупой следователей KNAB недавно оказались 12 уголовных процессов, которые связаны с компенсациями депутатов Сейма как 12-го, так и 13-го созыва.
По всем, кроме дела Адамовича, уголовные процессы прекращены. KNAB в течение семи месяцев, прослушивая телефонные разговоры депутата, констатировал, что Адамович дважды запросил компенсацию за топливо (в размере 23 и 60 евро), что, по усмотрению следователей, использовалось для личных нужд. Адамович сказал, что за эти два случая он вернул деньги в бюджет и признал допущенную ошибку.
Первое очное заседание Сейма Латвии после начала пандемии
В свою очередь, об эпизоде, связанным с компенсацией в 450 евро, которую Адамович ежемесячно получал за свое место жительства в Риге, следователи считают, что она получена незаконно, так как депутат в Риге проживал в квартире младшего сына, а в жилище, за которое он получил компенсацию, вселился его старший сын. Адамович не считает это нарушением, потому что квартиру считает своей – там хранятся его личные вещи. Предполагается, что таким образом депутат пробил дыру в бюджете Сейма на сумму около 3000 евро.
Отдел стратегической коммуникации KNAB поясняет Jauns.lv: "Депутат Сейма, реализуя свои полномочия, имеет право получить компенсацию транспортных расходов и компенсацию найма жилого помещения (гостиницы) в соответствии с фактическими расходами. В Регламенте Сейма не назначается отдельная компенсация квартиры. В законе установлен общий размер компенсации расходов на аренду транспортного средства и жилого помещения. Право на компенсацию за аренду жилого помещения имеют те депутаты Сейма, которые проживают на расстоянии не менее 40 километров от Риги. Расходы покрываются в их фактическом размере без превышения установленных законом лимитов".
Депутаты Сейма во время дискуссий по бюджету-2020
В Регламенте Сейма установлен максимальный размер компенсации, который ежегодно меняется (фактически увеличивается) из установленной в государстве средней заработной платы. Например, депутаты, проживающие в более чем 280 километрах от Риги, могут получить компенсацию в размере 944 евро, а вблизи столицы – 151 евро. Депутаты могут выбирать, как потратить эту сумму: на аренду квартиры, транспорт или и то, и то.
Однако Сейм компенсирует только фактические расходы, поэтому получатели компенсаций ежемесячно должны представлять в Финансовое отделение администрации Сейма подтверждающие платежи документы, например, чеки на горючее или билеты на общественный транспорт, а также договоры аренды. То, как долго и часто депутат должен находиться за средства народного хозяйства в арендуемой квартире, в законодательстве не оговорено.
Депутаты перед заседанием Сейма во время пандемии
По сравнению с предыдущим, 12-м Сеймом, желание депутатов Сейма получать компенсации снизилось. Если в настоящее время в качестве компенсацией ежемесячно выплачиваются около 20 000 евро (в августе – 19 386, в июле -20 060, а в июне – 20 447 евро), то два года назад депутаты предыдущего созыва Сейма получали около 25 000 евро компеснаций в месяц. При этом необходимо учитывать, что в то время максимальный размер компенсации одного депутата был ниже, чем сейчас. Это означает, что пару лет назад на компенсацию и их максимальные размеры подавали заявки больше депутатов, чем сейчас. Информация на домашней странице Сейма свидетельствует, что в этом году в августе ни цента не получили 47 депутатов, а в августе 2018 года компенсацию не затребовали 29 депутатов.
Однако желание Адамовича получать компенсации не исчезло – ни в этом, ни в предыдущем Сейме. Депутат, проживающий в Прейльском крае, иногда "копейка в копейку" укладывался в максимальный размер компенсации, который в этом году составил 904 евро, в 2018 году – 773 евро, в 2017 году – 736 евро, в 2015 году – 689 евро.
Еще один депутат, живущий дальше всего от Риги, который подал заявку на всю доступную компенсацию – 723 евро, это Мартиньш Штейнс ("Для развития!"/"За!"). Кроме того, всю доступную компенсацию (151 евро) запросили проживающие в Риге депутаты Артус Кайминьш (не принадлежит к фракциям), Николай Кабанов («Согласие») и Артурс Рубикс («Согласие»), все на транспортные расходы.
Пикет о правовой защите всех семей возле Сейма 8 октября 2020 года
Не считая Адамовича в последний месяц лета, который в качестве компенсации получил 742,54 евро, больше всего компенсаций получили Янис Тутинс – 880,37 евро («Согласие», лимит – 944 евро, проживает в Резекне), Янис Кришанс – 805,74 («Согласие», 944 евро, Резекне), Каспарс Гиргенс – 785,88 (KPV LV, 833 евро, Екабпилс), Гундарс Даудзе – 751,99 ("Союз зеленых и крестьян", 863 евро, Вентспилс) и Виталий Орлов – 732,27 евро («Согласие», 863 евро, Резекне).
Судя по полученным компенсациям, в самых утонченных квартирах живут Улдис Будрикис (Новая консервативная партия, Лиепая), который в качестве компенсации за аренду получает 650 евро. В свою очередь, по 600 евро на жилье требуют Гундарс Даудзе, Ритварс Янсонс (Национальный объединение, Кандавский край) и Эдгар Куцинс («Согласие», Даугавпилсский край).
Люди с кирпичами в руках протестуют у Сейма против планируемых изменений в режиме авторских гонораров
Больше всего за топливо запросили Эрик Пуценс (KPV LV, живет в Кулдиге) – 586,70, Иван Рыбаков («Согласие», Резекне) – 438,51, Янис Дуклавс ("Союз зеленых и крестьян", Яунпиебалгский край) – 353,20 и Андрис Казиновскис (Новая консервативная партия, Балвский край) – 320,92 евро.