"Хотелось исчезнуть, умереть и забыться": молодой лиепайчанин рассказал, как живет с ВИЧ
«В Латвии очень много предубеждений о том, как можно заразиться ВИЧ-инфекцией. Это болезнь не только наркоманов, геев или бедных людей. В наши дни ВИЧ-пациенты ездят на автомашинах «Лексус» и пользуются новейшими гаджетами», – рассказала консультант организации способствования здоровью «Папардес зиедс» Инесе Клоте. Она приводит и данные европейской статистики – Латвия лидирует по количеству новых ВИЧ-инфицированных. «Многие думают, что ВИЧ к ним вообще никак не относится, поэтому не проверяются», – пояснила специалист.
С утверждением И.Клоте согласен и Эрик, бывший лиепайчанин, который теперь живет и работает в Мадоне. Он рассказал газете Kurzemes vārds свою историю об инфицировании, страхе и признании болезни.
«Мне и в голову не приходило задуматься о какой-то ВИЧ-инфекции. Когда я узнал, что инфицирован, не хотел принимать диагноз, это был шок на протяжении года. Нелегко было собраться, чтобы рассказать семье. Средняя сестра сначала меня оттолкнула. Ей казалось, что я заражу ее при разговоре. Теперь, наверное, что-то прочитала, понимает, что это невозможно, что это не грипп, который распрострянется при чихании.
Я понимаю, что моя реакция в тот момент была глупой, так как если вовремя начать принимать лекарства, можно жить более или менее нормальной жизнью», – расссказал Эрик.
О диагнозе он узнал, когда хотел пожертвовать кровь.
«Лет семь назад я в очередной раз пришел в донорский центр. В договоре у доноров записано, что через 10 дней после процедуры можно позвонить и узнать результаты анализа крови. Будучи сознательным, я позвонил. Меня попросили приехать в донорский центр еще через 10 дней. Было неспокойно на душе. Я понимал, что это неспроста. Когда прибыл, мне сказали, что нужно срочно обратиться в центр инфектологии. Приехал. Там мне сказали, что у меня обнаружена ВИЧ-инфекиця. У меня? Я не мог в это поверить. Никто ничего толком не обяъснил, как это повлияет на мою жизнь. Мне сказали только, что нужно принимать выписанные лекарства, остальные слова я уже не воспринимал. Мне хотелось исчезнуть, умереть и забыться. В таких центрах реально не хватет разъясняющей информации и присутствия психолога, так как у тебя в одну минуту в жизни все меняется», – вспоминает Эрик.
Мужчина рассказал, что сначала он списал себя со счетов, не ездил к врачам и не принимал лекарства, так как думал, что это не имеет смысла. Доверил свою историю только одному хорошему другу. Тот не позволил сдаться и заставил обратиться в центр инфектологии, где был начат курс лечения.
Когда Эрик стал принимать лекарства для уменьшения активности вируса, появились неприятные побочные явления – тошнота, головокружения, обмороки. «Так нельзя было нормально работать. Снова бросил все и перестал принимать медикаменты. Лучше не стало», – продолжил свой рассказ Эрик. Затем вновь, побуждаемый друзьями, обратился к врачу, которая выписала новые лекарства, без неприятных побочных явлений, чтобы можно было нормально работать и жить.
«Только с этими лекарствами я понял, что ВИЧ - это не синоним слова «смерть». Я принял свой диагноз, регулярно принимаю лекарства, и все как будто в порядке. Разумеется, качество жизни не такое, как было. Я ни с кем не встречаюсь вне пределов дружбы. А в остальном ни в чем себе не отказываю – живу, как прежде», – полон оптимизма экс-лиепайчанин.
Он также рассказал, что пытается уберечь себя от других заболеваний, так как для ВИЧ-инфицированного они могут оказаться роковыми. «В декабре я заболел гриппом, перепугался не на шутку. Были тяжелые осложнения, месяц провалялся, но, слава Богу, все в порядке», – рассказал Эрик. Правда, из-за использования сильных медикаментов, сильно пострадала печень.
Коллеги характеризуют Эрика как активного, веселого, всегда всех защищающего. «Для меня не является проблемой рассказать окружающим о своем диагнозе. Я живу честно – если человек со мной контактирует, он должен знать о моем диагнозе. Поэтому я всем сказал – целоваться и пить вместе мы можем, но, если увидите, что у меня где-то кровь, бегите и вызывайте «неотложку». Я никому не хочу причинить зла из-за своего диагноза, поэтому отношусь к этому ответственно», – сказал он.
Но не всегда люди столь честны. Очевидно, партнер Эрика не был искренен до конца. «Я не хочу об этом думать. Сам виноват, доверился, даже не мог представить. Может быть, он не знал… Не знаю, мы больше не встречались, – рассказал Эрик. – Я хотел бы, чтобы люди не боялись, чтобы не допускали моих ошибок. Если это случилось, то надо слушаться врачей, принимать лекарства, и жизнь продолжится, будет иначе, но все продложится».
Специалист Инесе Клоте пояснила, что ВИЧ-инфекцию можно обнаружить спустя примерно два месяца после заражения. Если человек узнал о диагнозе, нужно незамедлительно начать принимать лекарства. «Эти лекарства не вылечивают, но уменьшают влияние ВИЧ-инфекции на организм. Чем скорее начнете принимать лекарства, тем эффективнее они будут помогать, – отметила она. – На последней стадии, которая определяется уже как СПИД, помочь уже ничем нельзя. Это мучительная смерть. Последняя стадия, из которой нет выхода».
Нельзя сказать, что Эрик всегда бодр и весел, тяжелые моменты в его жизни тоже присутствуют, но мужчина не собирается жаловаться. «Я хотел бы, чтобы люди не боялись, чтобы не допускали моих ошибок. Если это случилось, то надо слушаться врачей, принимать лекарства, и жизнь продолжится, будет иначе, но все продложится», – говорит он.