Контрабанда породистых и часто больных собак из Беларуси в Латвию - массовое явление
Большая часть щенков не зарегистрирована, у них нет прививок. Какие болезни они везут — никому неизвестно. В этой преступной цепочке есть все: заводчики, разводчики, курьеры, продавцы. В нашей стране собаки легализуются, им ставят чипы, делают евродокументы. Дальше они едут как породистые животные в богатые европейские страны, где их продают за большие деньги. Расследование программы «Личное дело» Русского вещания LTV7 длилось полгода.
Девушка купила карликового шпица за 600 евро на портале объявлений ss.com. Проблема появилась на пятый день. Утром у щенка началась рвота, потом понос. Еще через полчаса — судороги. Собаку срочно отвезли в ветклинику. Два дня она провела в стационаре. Ветеринары еле вытащили его с того света со словами: «Такую собаку вообще нельзя продавать. У него генетическое заболевание». Лабораторные анализы показали воспаление печени. Плюс гипогликемия — резко упал сахар в крови. Два дня в клинике обошлись в 200 евро. Щенка девушка вернула продавцу. После некоторых споров и разбирательств ей отдали деньги за собаку, но не за лечение.
Через неделю после реанимации объявление с больным щенком вновь появилось на портале ss.com.
«Животные были ввезены и продавались без соответствующей документации. Щенки также перед продажей не были зарегистрированы в Латвийском центре сельскохозяйственных данных. Сумму штрафа будет называть нечестно, но в любом случае, она была немаленькой», — заявил замглавы Рижского управления Продовольственно-ветеринарной службы Гундарс Симановичс.
Поскольку щенки приехали в Латвию без документов, то и верить родословным нельзя. В ПВС не исключают, что они были подделаны. Узнать дальнейшую судьбу больного щенка тоже невозможно. Продавец рассказала инспекторам, что продолжала его лечить, а когда он выздоровел, в том числе от генетического заболевания, которое вылечить невозможно, она его продала.
«Если у щенка все в порядке со здоровьем, никто не может ей запретить его продать. Ничего, что он был болен», — добавляет Симановичс.
«Это массовый бизнес. Есть одна бригада, которая совершает 2-3 рейса в неделю. Едут 2-3 человека. На каждый нос по пять собак. Везут породы, которые в этот момент популярны. С юридической точки зрения, ввозят как своих домашних любимцев. Не имеют права их дальше продавать. А в реальности назначают встречу с покупателями. Собирается целая толпа с конвертами. Прямо у машины происходит торговля животными.
Но есть масса курьеров, которые ввозят вообще без каких-либо документов и любого возраста. Это реальная проблема: животные приезжают из Беларуси в Латвию или из Беларуси в Литву и потом в Латвию. В нашей стране этим животным делают красивые документы и дальше их разбрасывают по всей Европе. Там цены гораздо выше, как и покупательская способность. В итоге люди придумали вот такой вот способ заработка», — объясняет руководитель приюта для животных Ķepu — ķepā Гундега Бидере.
«Животных, как и вещи, перевозят незаконно. И да, к сожалению, такая торговля в последнее время очень распространена. К сожалению, в нее вовлечены разные страны, в том числе третьи. А также латвийские ветврачи. И дальше торговля идет на другие европейские страны», — говорит глава отдела по надзору за ветобъектами ПВС Майрита Риекстиня.
«К сожалению, ветврач попадает в двоякую ситуацию. По сути дела, нас вовлекают в контрабандную схему. Это мы, в конце концов, легализуем его. Вы пришли и рассказываете открытым текстом — привезли из Беларуси. Я должен об этом сообщить вам и информировать ПВС, что есть подозрения. Однако на щенке не написано, в Латвии он родился или его подарили», — говорит руководитель ветеринарной клиники Dr.Beinerts Янис Бейнертс.
Чип вживили и документ оформили. Теперь белорусский «нелегал» стал полноценным «гражданином» Евросоюза. Сейчас у него все, как полагается: европаспорт, чип и первая прививка.