Как чувствуют себя латвийцы в Великобритании после Brexit?
Соединенное Королевство вышло из состава Европейского союза. В субботу начался переходный период — но пока ничего не изменится, реальные перемены начнутся потом. Точный срок не известен, однако существенных изменений не стоит ожидать до конца года, сообщает LTV.
До этого момента всем живущим в Великобритании гражданам ЕС нужно получить статус резидента — стать settled или presettled. Последние данные свидетельствуют, что бумаги подали 82,7 тыс латвийцев — это примерно две трети от 117 тыс латвийцев, которые, согласно примерным подсчетам, живут в Соединенном Королевстве.
Сторонники Brexit празднуют выход Великобритании из ЕС
Янис Кемерс живет в Англии уже 11 лет, через два месяца он отметит 60-летие. Янис получил статус в прошлом году. Удобно это было сделать в апреле, мае, еще летом, когда ответ давали в течение нескольких дней. Сейчас люди ждут уже 2 месяца — и беспокоятся, получат ли статус вообще.
Тем, кто прожил в стране пять и более лет, полагается статус резидента, если меньше — или человек только приехал — до «предварительного резидента». МВД Великобритании получает данные из государственной базы данных, поэтому тем, кто долгое время без перерыва официально работал, статус дают без промедления. Остальным может потребоваться искать документы, чтобы доказать, что находился в стране. Янис знает несколько таких случаев.
«Там больше проблема с женщинами, потому что они иногда работают, иногда заботятся о детях, иногда одна работа, вторая работа, и период уплаты налогов раздроблен, нельзя в общей системе посчитать время, которое она провела в Великобритании», — отметил Янис.
Хелмут Мешконис, сооснователь и директор Латвийской торгово-промышленной палаты в Великобритании, живет в Англии уже 11 лет. Заявления на получение статуса, которые подал он и две дочери, пока рассматриваются. Хелмут уверен и в получении статуса, и в будущем своей семьи.
«Есть несколько знакомых, которые трудятся на низкоквалифицированной работе, и среди этих знакомых часто появляется большое беспокойство, и оно чаще всего связано с тем, что они видят: часть предприятий закрывается. Часть закрывается, но часть открывается. И все же люди беспокоятся за свою работу, и есть обстоятельства, на которые они не могут повлиять, то есть если это Brexit и Brexit можно обвинять, то да, есть тревожность. Но в основном беспокойства нет», — признал Хелмут.
Янис Кемерис работает в Нортгемптоне на крупнейшей в мире фабрике сандвичей Green Core. «Мы чувствуем себя спокойно. Рабочие места тут — сколько было, столько есть, зарплаты — какие были, такие есть, и немного растут. Немного растут цены на латвийские, литовские, украинские товары, здесь доступность этих товаров очень велика, есть 10 магазинов, в последний год еще появились румынские магазины. Об отъезде латвийцы не думают, и пенсионеры не думают отсюда уезжать», — рассказал Янис.