Латвийский врач откровенно - о ситуации в отрасли, зарплатах и нетрезвых "колях"
Латвийский врач Диана Эргле называет себя патриотом Латвии. Она работает пульмонологом в Клинической университетской больницы им. Паула Страдиня. В своем обращении к жителям Латвии она рассказывает, почему завтра важно выйти на пикет у здания Сейма не только медикам, но и пациентам.
"Учитывая события последних дней, мне пришлось ответить на довольно много вопросов от друзей и родственников. И я вижу, что информации не хватает, потому что врачи говорят меньше других - тех, у кого нет понимания о том, что же на самом деле происходит в сфере здравоохранения.
Почему мы приглашаем присоединиться к акции протеста 28 ноября в 11 часов у Сейма и тех, кто не является медиками? Потому что речь идет не только о зарплатах врачей!
Врачи могут обеспечить себе зарплату, просто уехав практически в ЛЮБУЮ страну, потому что ВЕЗДЕ (к сожалению!) зарплаты выше, а условия и система лучше. Но все это не принесет пользы пациентам - просто не останется тех, кто будет их лечить. Поэтому, увеличив зарплаты медперсоналу, пациенты получат определенную выгоду. Мы боремся за адекватное финансирование здравоохранения, выполнение обещаний и элементарное обеспечение основных потребностей всех жителей Латвии.
Для тех, кто считает, что зарплаты у врачей очень высокие, дескать, я слышал, что у какого-то там врача они исчисляются десятками тысяч евро, скажу следующее. Это чем-то напоминает список пяти самых больших пенсий в Латвии, которые тоже исчисляются десятками тысяч. Это то же самое, что укорять пенсионеров - не стыдно ли вам просить еще что-то?
Для тех, кто считает, что самая низкая зарплата у врачей вполне себе нормальная, потому что "у меня у других еще меньше", спросите себя - сколько, по вашему мнению, должен получать врач после 10–12 лет обучения и выполнения ответственной и рискованной работы? Столько же, сколько и кассир на заправке?
Акция протеста "Один день без врача" у Сейма 7 ноября 2019 года
Для тех, кто считает, что у него есть деньги и случись что, то он будет лечиться в частной клинике, я бы ответила так: самые большие потоки людей все равно будут проходить в государственных больницах, потому что частные клиники не предоставляют помощь ночью, по выходным или в самых тяжелых случаях.
Для тех, кто думает, что поедет за границу, чтобы вылечиться там - удачи! Только если это кровоизлияние от аневризмы, когда вы просто никуда не успеете уехать, и вам останется просто помолиться Богу, чтобы «скорая» приехала очень быстро (а ее бригада не была бы урезана до помощника медсестры и шофера). А в больнице чтобы был нейрохирург, который будет способен что-то сделать просто потому, что он не был на вызовах 38 часов подряд.
И чтобы потом вы не услышали "Да, к сожалению, у нас раньше был доктор Берзиньш, который хорошо разбирался в таких вещах, но он уехал в Германию год назад".
К сожалению, если все это случится, то у вашего близкого человека останутся только рефлексы. Нет, он больше не будет говорить, ходить и ему понадобится уход, кормление через зонд, функциональная кровать ... Что государство из всего этого обеспечивает? Ничего. Сколько это стоит? Несколько тысяч в месяц.
Знаете, сколько раз мне приходилось объяснять: "Нет, у нас нет лучших платных палат", "нет, никому не надо заплатить за то, чтобы было "быстрее", "лучше", "комфортнее". "Нет, Коля – это наш единственный помощник медсестры, который может отвезти вас на обследование. Да, Коля склонен выпивать и бухтеть, но других у нас нет. Если мы Колю уволим, вам придется идти на обследование на своих ногах, можете или нет".
Все ли врачи берут в конвертах? Нет, к сожалению или счастью, большая часть не берет.
Для тех, кто считает, что повышать зарплаты медикам не надо, потому что отношение медицинского персонала на всех уровнях ужасно. Да, это часто так. И это нельзя отрицать. Много раз мне было стыдно видеть и слышать, что происходит в больницах.
Для этого есть только одно «лекарство» - повышение зарплат, чтобы было, из кого выбирать. Чтобы плохое отношение к пациенту стоило бы потери работы, потому что в очереди есть другие, которые хотят в этом месте работать. Чтобы иметь возможность уволить "Колю" и взять кого-то, кто заботится, кто говорит «Добрый день!», кто трезв и понимает, что он делает.
Но если вы кричите, что медикам не нужно повышать зарплату, потому что вы, кажется, пострадали от неуважительного отношения со стороны нетрезвого Коли, тогда вы сами обрекаете себя на вечные страдания в медицинских учереждениях, где вас будут ждать только Коля и ему подобные.
А тем, кто говорит «Ах, я заплатил 30 евро за визит к врачу, а он ТОЛЬКО посмотрел, поговорил и рецепт выписал» я предлагаю вам поменять свое отношение и подумать еще раз. Почему 30 евро – это нормальная цена за маникюр? 30 евро - это нормально для того, чтобы сходить в кино и купить попкорн и колу, чтобы купить несколько бутылок вина. Но за визит к врачу, для своего здоровья 30 евро – это слишком много.
И в следующий раз, когда вы скажете какому-то знакомому врачу: «Эй, проконсультируй меня бесплатно, а я тебе когда-нибудь дам скидку!" подумайте еще раз - не пора ли вам поменять свое отношение к медикам. Коллегам, которое слышат подобное, я бы посоветовала стереть таких людей из списка своих контактов.
Тем, кто считает, что "А как же клятва Гиппократа?" рекомендуют прочитать ее, чтобы дальше не выглядеть глупо. Вспоминаю, как один асоциальный тип, который попал в больницу, сказал пожилой женщине-врачу "Клятву Пифагора дала, ну тогда лечи!». Не рискуйте выглядеть как этот бомж или же стать фольклором больницы на всю жизнь. Эта клятва - один из самых важных и прекрасных событий в моей жизни. Я отношусь к ней очень серьезно и никогда не хочу ее нарушать. Но в ней есть пункт, что врачам надо работать в интересах общества. В клятве также есть пункт о том, что мы обязаны заботиться о своем здоровье и росте, чтобы мы могли оказывать помощь на самом высоком уровне.
Все ли так плохо? И нет и да. В медицине по-прежнему работают многие замечательные врачи, медсестры и помощники медсестер, которые делают больше своих возможностей и держатся на энтузиазме и понимании своей миссии. Знаю многих коллег, которые живут за пределами Латвии и хотят вернуться, чтобы жить здесь и работать. И я не хочу, чтобы мои коллеги умирали, выгорали на работе или уезжали. Я хочу, чтобы они требовали то, что им полагается. Чтобы они не позволяли чиновникам и журналистам насмехаться над собой. Я хочу, чтобы они поверили, что пациенты также поддерживают нас. Каждый день мы слышим слова поддержки от пациентов. Было замечательно видеть как много пациентов поддержало нас на предыдущем пикете. А недавно один пациент во время визита сказал: "Держись и борись до конца! Мы вас поддержим и подождем, но отступать вам сейчас нельзя!"»