
Закулисье думы Дундаги: месть, угрозы и унижения
Громкие протесты местных жителей и ливского общества против увольнения с должности управляющего Алдиса Пинкена осветили еще одну проблему в самоуправлении Дундагского края. Как рассказывают сотрудники, там под воздействием господствующего ненормального микроклимата невозможно работать. Портал Jauns.lv выслушал бывших работников самоуправления.
Председатель Дундагской краевой думы Алдис Фелтс не понимает функции самоуправления и не желает решать актуальные вопросы, а исполнительный директор Янита Ванда Валтере применяет эмоциональное насилие к подчиненным себе работникам.
В Дундагской краевой думе представлены три политические силы – Mūsu cilvēkiem, Strādāsim kopā и Mūsu novadam. Пять из девяти мандатов принадлежат позиции Mūsu cilvēkiem. Исполнительный директор позиции Янита Ванда Валтере в самоуправлении создала диктатуру, которая была невыносима для около 20 работников.
Марина Гаврютина, бывший руководитель строительной управы Дундаги, с порталом Jauns.lv поделилась воспоминаниями о своем рабочем времени в Дундагской думе: «В принципе, я ушла с работы из-за отношения и давления исполнительного директора. До того, как Валтере стала исполнительным директором, она была архитектором и ко мне как руководители строительной управы приходила согласовывать проекты, которые мне как руководителю строительной управы по объективным причинам приходилось и отклонять.
Став исполнительным директором, у нее появилась возможность отомстить мне, эмоционально терроризировать. К примеру, через за минуту до восьми утра мне звонит, на работе ли я уже, и за две минуты до пяти, не ушла ли я еще с работы. Со стороны работодателя это было бы нормально, но я была единственной, кому она звонила... Это вызвало постоянную напряженность, боялась каждого телефонного звонка. Теперь у тех, кто в строительной управе принят на мое место, свободный режим – они могут спокойно начать работу в 11:00. Я пошла к Фелтсу, чтобы решить ситуацию, а председатель сказал – вы женщины, сами разберитесь. В законе ясно не определено, что такое эмоциональное насилие, но это было оно…»
Ингуна Пекмане, бывшая заведующая отделом общественных отношений Дундагской думы, сообщила порталу Jauns.lv: «То, почему я покинул должность руководителя общественных отношений думы, это долгая история. В первую очередь, чтобы я могла выполнять свои обязанности, я должна быть в очень тесном контакте с руководством думы. С предыдущим руководством не было никаких проблем. Когда президентом стал Фелтс, я предполагала, что проблемы могут быть, но не такие большие... Он сказал – мне пресс-секретарь не нужна, люди ничего не должны знать! Моя работа была очень затруднена, я часто оставалась в роли дурака. Э-мейлы и письма оставались в ящике Фелтса, а мне звонят и спрашивают: почему нет ответа?
Один пример: когда прошел первый год работы этого созыва, я решила собрать информацию, как шли дела, опросить депутатов. А потом депутат Регина Румниеце сказала мне: что я возомнила, опросить депутатов! Когда захочет, она сама ответит. Когда работу начала исполнительный директор Валтере, начались угрозы. Она сказала, чтобы я не совала нос туда, куда не надо, она записала в телефон все разговоры с работниками (она признала это и в интервью Talsu Vēstis). Когда был какой-то спор, она ответила – помнишь, что ты мне тогда и тогда сказала. Это было низко!
Однажды нам с Фелтсом пришлось ехать в Ригу – на мероприятие почета сельских предпринимателей. Живу в Талси и еду на работу в Дундагу. В то утро с председателем думы я договорилась, что он подберет меня по дороге в Талси, в Дундагу не поехала. Но на следующий день Валтере велела мне написать объяснение, почему я не была на работе.
Я создала лист страницу самоуправления на Facebook, а поскольку страница привязана к аккаунту какого-то конкретного человека - моему, тогда Валтере закрыла ее, обвинив, что я создала ее для своих личных нужд. По образованию я психолог и считаю, что это проблемы личности.
В свою очередь, Фелтс до сих пор работал в закрытой структуре – в Latvijas valsts meži и теперь полностью не в состоянии приспособиться к выборной должности. Он сказал, что радуется, что не должен жить за гроши, которые получают в самоуправлении, не понимает, зачем нужны Праздник песни и библиотеки. Я поняла, что в Дундагской краевой думе у меня нет возможности продолжать работу».

Jauns.lv связался с председателем думы Фелтсом и исполнительным директором Валтере, чтобы узнать, что они думают об этих обвинениях. Валтере не хотела комментировать их, только сказала: «Спокойно публикуйте, но в этом случае будут судопроизводства (о клевете)".
В свою очередь, председатель думы отклонил оскорбления в некомпетентности. Он сказал порталу Jauns.lv: «Не могу подтвердить, что я говорил, что мне не нужен пресс-секретарь, но согласен с тем, что маленькое самоуправление не может позволить себе платить зарплату за сомнительные должности. Людей действительно не нужно беспокоить, они должны знать правду и сами ее оценивать.
О Празднике песни и библиотеках это кто-то придумал. Я участвовал в последнем заключительном концерте Праздника песни, шествии и дважды встречался с участниками из Дундагского края, желал им удачи, перед тем как отправиться в Ригу и в Риге. Библиотеки нужны. Мы живем в эпоху мобильных технологий, мы можем использовать эти возможности для тех людей, которым библиотека действительно необходима, направляясь к ним вместе с этой услугой».
Комментируя свою страсть к охоте и знакомства с влиятельными людьми, он сказал: «Я - страстный охотник, я не буду судить о том, что было лет тридцать назад. С Гунтисом Улманисом мы знакомы и вместе охотимся уже 25 лет. Этих людей связывает хоккей и команда Dinamo, они вместе охотятся и в качестве руководителя охоты привлекают меня. Охота без руководителя охоты не должна происходить, и у меня есть такая квалификация. Часто ли это, не могу объективно оценивать».
О высокой текучке кадров в администрации Дундагской краевой думы свидетельствуют сравнительно небольшие опубликованные в самоуправлении объявления о работе. В этом году самоуправление предлагало или предлагает работу руководителю дошкольного учебного учреждения, юрисконсульту, руководителю Социальной службы, руководителю Отдела развития и планирования, членам Сиротского суда, руководителю проектов, специалисту по общественным отношениям, администратору налога на недвижимость, делопроизводителю, организатору спортивной работы, руководителю Строительной управы и еще целому ряду работников.
О том, что для мэра Дундаги работа Алдиса Фелтса в самоуправлении не является основным источником пропитания, свидетельствует его декларация должностного лица. Долгие годы он был исполнительным директором Latvijas valsts meži, после чего начал работу в самоуправлении как избранное должностное лицо, однако по-прежнему его основные доходы связаны с лесом.








