Впервые в Латвии: потерявшая лапы кошка снова может ходить
4 ноября прошлого года кошка по кличке Рэйя практически приползла домой в Лапмежциемс с оторванными задними лапами... Сейчас, после проведенной под руководством ветеринара Густса Инданса уникальной операции, кошка вновь может ходить с помощью протезов, сделанных из сплава титана и ванадия. В Латвии подобная операция была проведена впервые.
Чудо произошло благодаря в том числе и щедрым пожертвованиям — общая стоимость операций превысили 2000 евро. Первые две операции по ампутации были сделаны в клинике Dr. Beinerts, а протезирование — в Dzīvnieku veselības centrs в Риге.
Попала в ловушку браконьеров
«Рэйя повредила лапки в расставленной браконьерами ловушке», — рассказала Kas Jauns Avīze хозяйка кошки Занда Брике, перед которой в тот момент стоял выбор — прекратить мучения животного и усыпить, либо отважиться на нечто до сих пор в Латвии невиданное.
«В сущности, я хотела выиграть немного времени, чтобы понять, есть ли возможность что-то предпринять», — вспоминает Занда. «Когда была проведена операция по ампутации лап, я стала интересоваться, что еще в Латвии можно сделать. Первым ответом было, что протезированием животных в Латвии не занимаются, нет таких возможностей. Однако моя подруга поговорила со своим знакомым ветеринаром Густсом Индансом и познакомила нас. Густс — наш добрый ангел, который вместе со своей командой не только дал возможность Рэйе вновь ходить, но и бегать и снова быть полноценной домашней любимицей».
Проект, длинной в полгода
Ветеринарный врач Густс Инданс о проделанной работе рассказывает так: «Все прошло очень хорошо, с медицинской точки зрения мы контролировали все аспекты — перед каждой операций были сделаны полные анализы крови, была проведена проверка внутренних органов. Рэйя после каждой операции просыпалась без всяких осложнений. Я очень рад тому, что этот проект, который занял полгода, успешно завершился».
До сих пор в Латвии не делали операций по протезированию у животных, да и в других странах Европы такой опыт имеется только у некоторых специалистов. «Нужно похвалить хозяйку Рэйи, которая была готова попытаться, хотя порой было тяжело. Именно процесс восстановления после операций крайне сложен, ведь кошка же привыкла двигаться — прыгать, бегать, шевелиться», — рассказывает ветеринар, добавляя, что если бы она лишилась одной задней лапы, то еще могла бы передвигаться, но Рэйя потеряла обе.
Кроме Латвии — только в Англии и Болгарии
Перед тем как решиться на сложные операции, Инданс посоветовался с главным врачом Dzīvnieku veselības centrs Айгарсом Бринькисом относительно альтернатив. Бринькис отметил, что за границей бывали прецеденты — задние лапы животным ампутировали и заменяли их протезами.
«Согласно имеющейся у меня информации, в Латвии и Балтии подобного никогда не делали. Если к Евросоюзу еще причисляем Великобританию, то такой опыт имеется там и в Болгарии, это подтверждают доступные публикации и описание клинических случаев, с которыми я сталкивался во время своих исследований», — продолжает Инданс. После того как возникла идея о протезировании, оставалось лишь воплотить ее в жизнь. После ампутации у кошки были небольшие осложнения, пришлось делать еще одну операцию, а затем начался процесс восстановления.
На прогулки нужно водить на поводке
Если человеку врач может определить постельный режим, то животному это объяснять бесполезно. Хозяйка, проконсультировавшись с клиникой, сделала для кошки специальный наряд, чтобы ее лапы были в безопасности. «У меня было несколько месяцев на то, чтобы сначала сделать импланты, потом спланировать дальнейшее. Поначалу мы обрабатывали раны, нужны были антибиотики и обезболивающие. Мы пытались обеспечить условия, чтобы кошка могла успешно восстановиться и подготовиться к следующей фазе — внедрению интраоссального импланта, потому что этот протез состоит из двух частей, — объясняет Инданс. — То есть одна часть — сам имплант, который вставлен в кость, второй — экзопротез, присоединенный к части импланта, находящийся вне мягких тканей. Говоря медицинскими терминами, последовал процесс интеграции импланта и процесс повторного заживления лап, который в домашних условиях занял восемь-девять недель».
Рэйя сейчас чувствует себя очень хорошо, доктор регулярно, по крайней мере раз в неделю, связывается с Зандой. Он также получает от нее фотографии и видео: Рэйя стала очень активной, только нужно учитывать — она не может без присмотра выходить на улицу, бегать и прыгать ей тоже нельзя. На данный момент у кошки в основом комнатный режим, а во время прогулок во дворе хозяйка водит ее на поводке или носит на руках.
Можем гордиться тем, что мы третья страна в Европе, в которой такое стало возможным. По данным на 2017 год, во всем мире только у 25 животных были протезы двух или более конечностей.
Протезы для кошки сделал крестный врача
Инданс проводит также исследовательскую работу на примере этого случая: «Фиксирую, как процедура повлияла на дальнейшее качество жизни животного. Я сделал анкету из 37 вопросов, на основании созданной университетом Глазго таблицы шкалы боли для котов. Уровень послеоперационных болей и дискомфорта через несколько недель после процедуры у кошки уже приближался к нулю».
Занда Брике очень благодарна команде врачей: «Dzīvnieku veselības centrs за операции с нас взял только себестоимость, консультации были полностью бесплатными. Многие люди нам помогали, всех я даже не смогу перечислить. Самое большое спасибо Густсу Индансу: за то, что он взял на себя руководство и в сущности совершил чудо. Очень помог и руководитель центра Айгарс Бринькис, который нас очень поддерживал в постампутационный период. Благодарность заслужил и ветеринар Миервалдис Клявиньш, который оказывал нам огромную поддержку».
Не обошлось и без медиков для людей — при изготовлении протезов своим опытом и помощью поделился ортопед реабилитационного центра Vaivari Каспарс Лейиньш. Сами же имланты изготовил крестный отец доктора Инданса, который, правда, не хочет, чтобы его называли — мастер с золотыми руками, опытный токарь, который всю жизнь работает с металлом.
Остальные коты слушают и удивляются
Кошка сейчас чувствует себя очень хорошо, новые «лапы» она приняла очень органично. Уже после операций она, будучи еще на временных подпорках, поднималась и сбегала от врачей! Самая большая проблема в том, что из-за того, что у протезов, разумеется, нет чувствительности, существует риск ими где-то зацепиться или застрять. Однако, похоже, Рэйе это не слишком мешает — она жизнерадостна и наслаждается прелестями кошачьей жизни, хозяйке только нужно позаботиться о том, чтобы окружающая обстановка была для нее безопасна.
«Рэйе, наверное, четыре года — я точно не знаю, потому что она у меня появилась уже взрослой. Всего у меня четыре кота, и все они с улицы, мне очень нравятся эти мурлыкающие, харизматичные животные. Они друг друга приняли. Теперь, когда Рэйя двигается, ее протезы издают звук. Остальные коты время от время подходят к ней и с удивлеием смотрят, словно спрашивая: «Почему от тебя такой шум?» — улыбается Занда и надеется, что у ветеринаров и в дальнейшем будет возможность помогать животным с особыми потребностями.