"Достаньте мне сигареты, иначе я повешусь!": Заключенные Лиепайской тюрьмы шантажируют государство
"Достаньте мне сигареты, иначе я повешусь!" – несколько лет назад администрации Лиепайской тюрьмы пригрозил некий заключенный. Чтобы он действительно не совершил самоубийство, за ним постоянно присматривал один человек из персонала тюрьмы. Хотя таким образом, возможно, была спасена жизнь заключенного, он по этому поводу написал жалобу, сообщает портал rus.liepajniekiem.lv.
За первой жалобой последовала еще одна, а именно, о том, что камера, в которую он помещен, слишком тесная. Суд в тот раз признал, что согласно Латвийскому законодательству, площадь камеры более чем достаточная, но до европейских стандартов содержания в местах лишения свободы не хватает четырех квадратных сантиметров. Вместе с тем суд постановил, что заключенному следует выплатить компенсацию в размере 300 латов (426 евро).
"После первого раза, когда Латвия в связи с жалобой заключенного проиграла в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), джинн был выпущен из бутылки", – ситуацию образно охарактеризовал начальник Лиепайской тюрьмы Райтис Жвагиньш.
О Лиепайской тюрьме, правда, ни одна жалоба до ЕСПЧ не дошла, но иски в Лиепайском судебном доме Административного районного суда в отношении управления мест заключения рассматриваются почти каждый месяц.
"Есть отдельная категория наших клиентов, которые профессионально строчат жалобы. Их целью не является улучшение условий в заключении или решения какого-то вопроса, а получение материального блага", – пояснил Р.Жвагиньш.
При ознакомлении с судебными делами в связи с жалобами заключенных, можно сделать вывод, что в основном заключенные действительно хотят взыскать от государства компенсацию за моральный ущерб, причем часто требуемые суммы весьма впечатляющие. Например, в 2015 году суд рассмотрел жалобу некоего заключенного о том, что в Лиепайской тюрьме у него была изъята игровая консоль Sony Playstation 3 и передана на хранение в тюремный склад. Начальник тюрьмы заключенному пояснил, что игровая консоль оснащена беспроводным интернетом и нормативными актами не предусмотрено право заключенных пользоваться такими устройствами.
Однако заключенный пожаловался в Управление мест заключения, а затем обратился в суд, потребовав возмещения морального ущерба в размере 600 000 евро за "ограничение его права целесообразно использовать свободное время (играть в видеоигры), ссылаясь также на неприкосновенность частной собственности". Суд отклонил этот иск.