Звезда латвийского и советского спорта Селиванов об Олимпиаде: «Надо ехать и порвать всех на паруса!»
Звезда латвийского и советского спорта, чемпион Олимпиады-80 Павел Селиванов об участии российских спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхане.
После того как Международный олимпийский комитет лишил национальную команду России права выступать под государственным флагом на Олимпийских играх 2018 года в Корее, мнения об участии «чистых» российских спортсменов на этом престижном соревновании разделились. «Открыто! ГАЗЕТА» попросила дать оценку ситуации знаменитого волейболиста Павла Селиванова.
— Павел, вы верите в заговор против российского спорта?
— Не очень... Непробиваемых аргументов в защиту своих спортсменов я от российских функционеров так и не услышал. Разговоры о том, что вот мы такие сильные и поэтому нас все стараются укусить, — это детский лепет. Министр спорта России Мутко, на мой взгляд, вообще надеялся на авось: а вдруг проблема сама рассосется... Но, как мы видим, этого не произошло.
Другое дело, что сейчас всех собак вешают на спортсменов и Олимпийский комитет России, но так не бывает... Если все эти случаи имели место, то объясните, как Всемирное антидопинговое агентство (WADA), Международный олимпийский комитет эту ситуацию допустили. Я регулярно сдавал допинг-пробы — мочу в бутылку на всех самых крупных соревнованиях — и знаю, как это происходит. Ты идешь в туалет, дверь в который не закрывается, и тебя караулят три ответственных лица — представители антидопинговой структуры и организатора соревнований, врач твоей команды. Они что, все и всегда были в Сочи из России?
Рассказы про тайники в туалете и передавание анализов через дырку в стене тоже не выдерживают никакой критики. Перед началом футбола, хоккея, волейбола проверяют ту площадку, на которой состоится игра. Что мешает в таком случае проверить туалеты, раз уж эта тема в последнее время вставала все чаще и чаще. Сейчас звучат имена россиян, отстраненных от олимпийского движения, но расскажите нам о тех героях из Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового агентства, которые в этом деле тоже поучаствовали. Уверен, что без помощи со стороны ничего не получилось бы...
— Вы сами не смогли стартовать на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе. Советский Союз тогда решил их бойкотировать. Для вас, как для атлета, это был тяжелый удар?
— Да. Ни одному не профессиональному спортсмену не понять, что такое пропустить Олимпийские игры. Это очень трудно передать словами. Самое сокровенное желание в моей жизни? Что было? Как в книжке — стать олимпийским чемпионом? Нет... Выйти на площадку в финале Олимпиады и не знать, как этот матч закончится, — да! Быть в шаге от этого и сделать этот шаг... Можно даже проиграть — но тогда ты сам будешь виноват в этом проигрыше!
Бойкот Олимпиады-84 для меня, для многих ребят — это был удар ниже пояса. Ты готовился к этим соревнованиям, ты к ним готов, ты хочешь «порвать на паруса» соперника, а тебе говорят — в следующий раз... За месяц до старта... Я уже был к этому моменту олимпийским чемпионом, а многие талантливые и звездные ребята ими так и не стали. Мне было тяжело, а как им, которые всю жизнь через не могу шли к своей мечте?
Я много думал про это. Честно скажу, был бы не командным волейболистом, а копьеметателем или бегуном — поехал бы в Америку и на Олимпиаду! Смешно, наверное, эти слова выглядят, но это как раз показывает то, что профессиональные атлеты и функционеры, болельщики, политики — это люди с разных планет! Со стороны можно представить мои эмоции, но только представить. Все намного глубже... Труд спортсменов — это действительно труд. У них только на первый взгляд задача такая смешная — сильнее других по мячу ударить. Все немного по-другому...
— Значит, чистым российским атлетам стоит ехать в Корею и выступать под нейтральным флагом?
— Флаг — это здорово! Когда гимн твоей страны в честь твоих заслуг звучит — это нервы щекочет и слезы радости переполняют. Это классно, здорово, незабываемо... Но спортсмен — он в первую очередь спортсмен! Это его личные очки, голы, секунды, которые он забьет или покажет в отдельно взятом соревновании. Это — его! Уверен, что должен поехать и порвать всех на паруса? Езжай! В этом я убежден абсолютно!