Приговор Лебедеву и Ходорковскому - 13,5 лет колонии
Хамовнический суд Москвы приговорил экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева к 13,5 годам колонии общего режима.
Суд признал их виновными в хищении нефти у дочерних компаний ЮКОСа и отмывании денег на сумму около 30 млрд долларов.
Обвинение требовало для них 14 лет лишения свободы, что всего на год меньше максимального срока, предусмотренного российским законодательством.
Ходорковский и Лебедев уже отсидели семь лет за мошенничество и уклонение от уплаты налогов по первому делу, с учетом отбытого наказания они проведут в тюрьме еще семь лет.
Ранее судья Виктор Данилкин заявил, что не находит оснований для назначения Ходорковскому и Лебедеву условного наказания.
"Исправление Михаила Ходорковского и Платона Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества ", - говорится в приговоре.
"Английская бухгалтерия"
Суд пришел к выводу, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обманом получали положительные заключения аудиторской компании PricewaterhouseСoopers.
Аудиторские заключения PwC на отчеты ЮКОСа были отозваны в 2007 году после обысков в московском офисе PwC и возбуждения уголовного дела против компании в России.
Тогда аудиторы обосновали свои действия получением "новой информации" от следователей, "указывающей на то, что бывшее руководство ЮКОСа могло предоставлять PwC неточную информацию". Давление со стороны силовиков в PwC отрицали.
Согласно приговору, один из свидетелей по делу нефтяной компании показал, что аудиторы были дезинформированы об отношениях ЮКОСа и ряда подставных фирм, которые якобы действовали в интересах Ходорковского и Лебедева, а не в интересах других акционеров компании.
Кроме того, по словам Виктора Данилкина, Ходорковский и Лебедев вели двойную бухгалтерию, а чтобы скрыть это от акционеров, делали это на английском языке. Заявление судьи вызвало смех у подсудимых.
"Бормотание приговора"
Свидетели процесса характеризуют обстановку в зале суда как "усыпляющую" – из-за манеры чтения судьи, тихо, быстро и неразборчиво оглашающего приговор, понять суть документа зачастую невозможно.
Как отмечает корреспондент Русской службы Би-би-си Ксения Гогитидзе, присутствовавшая на судебном заседании во вторник, несколько конвоиров просто спали во время оглашения приговора.
Ходорковский, как правило, что-то пишет и передает записки адвокатам, а Лебедев почитывает книгу или общается жестами с женой через стекло.
"Вот оно - российское правосудие во плоти. Забудьте о судейском красноречии в опровержении аргументов защиты. Перед нами бледный, кажущийся напуганным человек в черной мантии, монотонно зачитывающий заранее подготовленный текст", - так описывает Виктора Данилкина газета Guardian.
По словам корреспондента Би-би-си, относительно разборчиво звучали лишь названия компаний, имена, цифры и даты. В перерыве адвокаты сказали журналистам, что сами безуспешно пытаются понять сказанное Данилкиным.
На сайте пресс-центра бывших руководителей ЮКОСа опубликована ссылка на аккаунт в социальной сети Twitter, где публикуются, как заявлено, комментарии самого Ходорковского.
"Судья сегодня читает понятнее. Ну он попа-ал!" – говорится в записи, датирующейся утром четверга.
Адвокат Ходорковского и Лебедева Вадим Клювгант в интервью Би-би-си отметил: "По закону это действо называется "провозглашение приговора", а мы слышим бормотание".
"Все это войдет несмываемым позорным пятном в историю России XXI века", - полагает он.
Для журналистов доступ в зал заседаний ограничен. В среду группа корреспондентов ведущих российских СМИ обратилась с открытым письмом к главному судебному приставу России Артуру Парфенчикову, где попросила обеспечить им нормальные рабочие условия для освещения процесса.
В ответ в Федеральной службе судебных приставов заявили, что действия сотрудников ведомства "осуществляются в строгом соответствии с законом" и "в обязательном порядке согласуются с председателем соответствующего суда", то есть с Виктором Данилкиным.
"Людям, которые все это устроили – им и стыдно, и страшно, поэтому и кордоны, и ОМОНы, поэтому хотят, чтобы как можно меньше людей слышали это позорище своими ушами и видели его своими глазами", - уверен Вадим Клювгант.
Новогодний приговор
В четверг во время оглашения приговора было объявлено, что суд счел не соответствующими действительности показания бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко и экс-премьера России Михаила Касьянова в пользу Ходорковского Лебедева.
Геращенко называл утверждения прокуратуры о хищении нефти "чушью собачьей" и утверждал, что аудиторы впоследствии отозвали свои аудиторские заключения под давлением следствия.
Касьянов, сейчас являющийся одним из лидеров российской оппозиции, в мае заявил в суде, что в 2003 году тогдашний президент Владимир Путин признался ему, что Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и другие руководители и служащие ЮКОСа были арестованы из-за того, что Ходорковский финансировал оппозиционные партии.
"Судья признал показания Геращенко недостоверными, т.к. он "не являлся свидетелем хищения". А кто являлся? Вопрос без ответа..." - такой комментарий, предположительно принадлежащий самому Ходорковскому, появился в Twitter.
Кроме того, в рамках оглашения приговора Виктор Данилкин сообщил, что показания самого Ходорковского, по мнению суда, свидетельствуют о его вине. Подсудимого обвинили в организации составления договора купли-продажи, с помощью которого, как утверждается в приговоре, была похищена нефть.
Как пишет "Газета.Ru", приговор насчитывает около 800 страниц, причем 340 из них судья прочитал в течение первых двух дней.
Сам Ходорковский заявил, что ему все равно, когда именно закончится оглашение приговора – до или после Нового года. Ранее сообщалось, что, по правилам СИЗО, где содержатся подсудимые, праздник им отметить не позволят – режим предполагает отбой в 22:00.
"Они уже достаточно пообщались с отечественной Фемидой и вообще правоохранительной системой, чтобы никаких иллюзий по ее поводу не испытывать, - сказал Би-би-си адвокат Вадим Клювгант. - Они готовы ко всему: если не удалось их сломать за прошедшие семь с лишним лет, то уж за эти день или десять дней дополнительных - это точно не удастся".
BBC.co.uk, фото: AFP/LETA