Должен ли президент Берзиньш жениться?
Эксперты по этикету расходятся во мнениях относительно того, должен ли избранный президентом Латвии Андрис Берзиньш (66) официально узаконить отношения со своей спутницей жизни, врачом-эндокринологом Даце Сейсумой (37).
Уже на своей первой пресс-конференции новоизбранный президент Латвии Андрис Берзиньш заявил, что его не будет постоянно сопровождать первая леди. «В тех случаях, когда это будет крайне необходимо, мы это обеспечим, но в целом я собираюсь исполнять обязанности один», ― сказал он журналистам. Мнения экспертов по этикету и протоколу по этому вопросу разделились.
«Сожительница не может быть первой леди»
«Такой статус спутницы нового президента все усложняет», — заявила эксперт по вопросам этикета и протокола Ирма Калниня в интервью программе «Доброе утро, Латвия!». По словам Калнини, официальных обязанностей у супруги главы государства нет, хотя ей следует участвовать в церемонии инаугурации. Впрочем, требования протокола распространяются только на официальных супругов. «Во время зарубежных визитов президент может решать, брать ли с собой супругу. В некоторых странах, например в Сербии, жена остается дома, потому что есть маленькие дети. Но у нас другая ситуация. Президент не живет в браке», — сказала эксперт. Калниня признает, что гражданский брак — это вопрос личной жизни президента, но в то же время это неизбежно влияет на образ Латвии и ее лидера. «Важно подумать, как мы сами чувствуем себя в такой ситуации. Первой леди у нас точно не будет. У сожителя такой функции нет. Было бы здорово, если бы мы подумали над положительным образом, чтобы он изменился, — заявила она, ― было бы также хорошо, если бы у президента в шкафу не было никаких скелетов. Ведь именно они больше всего интересуют местную и зарубежную прессу… Мы своими силами должны помочь, чтобы образ президента был положительным», — сказала Калниня.
Преподаватель этикета и протокола Айя Страутмане, автор нескольких книг по этим вопросам, объясняет, что в данном случае с точки зрения этикета и протокола не важно, женат президент или нет, живет в браке или без официально оформленных отношений. «Президент Литвы Даля Грибаускайте никогда не была замужем, у нее нет детей, она все визиты наносит одна, никто ее не заставляет выходить замуж. Люди не должны жениться в обязательном порядке, наше законодательство и правила дипломатического корпуса этого не требуют. Это было важно в советские времена, когда был «железный занавес» и партия боялась, что чиновник еще влюбится за границей и начнет шпионить в пользу другой страны». Берзиньш так и не дал точного ответа на вопрос о том, сколько у него детей. Айя Страутмане считает, что дети ― это его личное дело: «Даже если бы у него было 14 детей, главное, чтобы он мог их содержать. В этом нет ничего страшного, в Латвии очень низкая рождаемость».
«Хорошо, что у нас президент не представитель секс-меньшинств!»
Елена Екатериничева, эксперт по этикету, директор Балтийского отделения Центра политического консультирования «Никколо М» (Москва), член Европейской ассоциации политических консультантов, в свою очередь, считает, что отсутствие официального спутника жизни ― наименьший недостаток новоизбранного президента Латвии Андриса Берзиньша. «Бесспорно, определенные протокольные проблемы этот факт создает, ― признает эксперт, ― основная функция всех президентов всех стран — это вопросы внешней политики, которые решаются в том числе и путем личных встреч с главами других государств. Поскольку «дружба домами» является распространенным явлением, плюс в протоколе государственных визитов всегда есть отдельная программа для супругов первых лиц, то на визитах г-на Берзиньша этот пункт будет всегда отменяться. Также на торжественных приемах с рассадкой функция почетной гостьи из Латвии будет оставаться незадействованной, ибо любовниц и любовников ни этикет, ни протокол не признают».
По мнению Екатериничевой, проблема есть, но не нужно ее утрировать ― она напоминает, что первой леди в Латвии также не было в течение восьми лет, когда президентом страны была Вайра Вике-Фрейберга, а для г-на Имантса Фрейбергса, когда он сопровождал супругу в поездках, принимающей стороной составлялась отдельная программа, не связанная с первой леди той страны. «В мировой практике ситуации, аналогичные безбрачию г-на Берзиньша, тоже встречались. Например, президент Финляндии Тарья Халонен вышла замуж только в 2006 году, хотя впервые была избрана на пост президента в 2000-м и, стало быть, больше пяти лет не имела официального спутника жизни. Выходить замуж или жениться только затем, чтобы во время официальных приемов «иметь пару», конечно, бессмысленно, и г-н Берзиньш вправе этого не делать, если не считает необходимым по личным причинам». И Айя Страутмане, и Елена Екатериничева приводят также в пример Исландию, премьер-министр которой Йоханна Сигурдардоттир вообще лесбиянка, состоящая в официальном однополом браке. «Будем радоваться, что в Латвии хотя бы нет подобной практики, ибо вот тогда протокольные вопросы стали бы максимально сложными», ― призывает Елена Екатериничева, добавляя, что премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в данное время разведен, но это не мешает ему выполнять свои функции в межгосударственных встречах.