Последние жильцы дома на Виландес стали его узниками
По решению стройуправы полуразрушенный и частично сгоревший дом на улице Виландес был заколочен. Однако на тот момент в доме все еще жила одна семья — пожилая женщина и ее сын оказались узниками заколоченного дома.
Вот уже неделю в доме, окна и двери которого заколотили снаружи, живут двое — пенсионерка Зайга Берзиня и ее 56-летний сын. В доме нет воды, газа и электричества. И выйти из дома возможности тоже нет.
«На дверях висит навесной замок, вчера полностью были заколочены окна первого этажа, через которые сын мог вылезти, сходить в магазин и купить еду», — рассказала агентству LETA обитательница развалины Зайга Берзиня.
Люди боятся выходить из дому, потому что теперь это можно сделать только через окно второго этажа. К тому же они думают, что если выйдут, то уже не смогут вернуться. Еду и воду им приносит родственница. Мешок с провизией Берзиньши втаскивают наверх при помощи веревки.
Зайга Берзиня и ее сын много лет в старом доме жили одни. Коммунальные службы отключили отопление дома еще в 1995 году, а воду — в 2009 году. Однако сын женщины смог подключиться к водопроводу, о чем была осведомлена компания Rīgas ūdens. И на прошлой неделе у семьи Берзиньшей все еще было электричество.
Воду и свет из соображений безопасности коммунальные службы на прошлой неделе отключили.
Дом, о котором идет речь, один из первых образцов югендстиля в столице, его построили 114 лет назад по проекту архитектора Рудольфа Гейнриха фон Цирквица. Строение пришло в полное запустение по вине владельца. А в 2011 году в здании произошел сильнейший пожар, огонь частично уничтожил перекрытия крыши. Техническое состояние дома со стороны внутреннего двора оценивается как катастрофическое.
По словам Берзини, она живет в этом доме с рождения, ее мать снимала квартиру на Виландес, 11, с 1903 года. В девяностые годы начались поиски владельцев, в результате чего часть дома признали денационализированным имуществом, вторую часть — государственным имуществом. Квартира женщины находится в государственной части дома.
История семьи Берзиншей — это история упущенных возможностей. Когда жителей дома расселяли, им, как и всем остальным жильцам, предложили варианты для переезда. Женщина думала целый месяц и когда сообщила, что согласна, ей отказали, пояснив, что «предложение больше не актуально». Затем управляющий домом сменился и женщине предложили компенсацию за жилье. Пока она думала, суммы компенсации с 50 000 евро упала до 30 000. Берзиньшам это не понравилось, и они отказались. Год спустя они все же решили согласиться и на эту сумму и даже присмотрели квартиру в Риге, но владельцы дома в компенсации уже отказали.
В 2011 году управляющая домом компания Vīlande предприняла последнюю попытку перевезти Берзиньшей из аварийного дома. Им предложили переехать в другую квартиру. Женщина отклонила и эту возможность, так как в предложенной квартире были проходные комнаты, что пришлось ей не по нраву. Последние полтора года на связь с жильцами трущобы никто не выходил.
Из очереди на жилье женщину исключили, поскольку в провинции ей принадлежит земля с лесом. Однако, по словам Берзини, на участке нет жилья.
Снимать квартиру семья не хочет и требует предоставления им равноценной приватизированной квартиры. Несколько других жителей дома, подав в суд, уже отсудили у компании по 75 тысяч компенсации за освобожденные квартиры.
Как сообщили агентству LETA в департаменте благосостояния Рижской думы, сотрудничать с социальной службой Берзиня отказалась еще в марте. «Силой мы никому помочь не можем. Если она ставит свою жизнь под угрозу, следует вмешаться полиции», — заявили в департаменте.
Домом распоряжается компания Vīlande, которая в последние время, согласно некоторым данным, несет убытки. Компания принадлежит бывшему владельцу гостиницы Rīga Вениамину Гуревичу. По телефону, по которому Берзиня раньше связывалась с владельцем дома, трубку поднял мужчина. Сперва он на русском языке уточнил, кто звонит, а затем сказал по-латышски, что является помощником Гуревича и о доме на Виландес ничего не знает. На вопрос, как его зовут, мужчина ответил «Эдгар. Спасибо» и положил трубку.
LETA/ Фото: Мартиньш Барканс, фотографии, предоставленные Рижской думой