В поисках контрастов. Арнис Балчус о „Рижском фотомесяце”
Фотограф Арнис Балчус
Реально & Невероятно
13 декабря 2013 г., 11:22

В поисках контрастов. Арнис Балчус о „Рижском фотомесяце”

Otkrito.lv

Темой „Зимний эффект” завершается в декабре длившаяся весь год народная фотоакция „iRIGA”, в рамках которой рижане могли фотографировать, исследовать и искать в городе, руководствуясь конкретными темами. В мае 2014 года лучшие работы попадут на коллективную выставку, которая станет частью фотофестиваля „Рижский фотомесяц”, входящего в программу культурной столицы Европы. О присланных работах и фотоискусстве в программе „Рига-2014” рассказывает Арнис Балчус, автор идеи „Рижского фотомесяца” и главный редактор интернет-журнала „fotokvartals.lv”. Идет последний месяц народного фотоконкурса „iRIGA”. К каким выводам можно прийти о привычках рижан в фотографировании, самых популярных темах?

В основном люди фотографируют то, что встречается им по дороге — с работы домой. Темы каждый месяц предлагались разные, что должно было способствовать разнообразию. С таким же успехом мы могли бы попросить фотографировать только Ригу в течение года, и тогда это было бы выраженное однообразие. Боюсь, в основном силуэты Старого города, может быть, пустые улицы, все стандартные городские клише. Благодаря темам нам удалось достичь большего разнообразия. Однако, должен сказать, авторы большинства фотографий — 15-20 человек, которые участвовали регулярно, почти каждый месяц.

И это в основном любители или профессионалы?

Как посмотреть. Хотим мы этого или нет, но практически всех их мы можем называть любителями. Это вечная проблема таких конкурсов. Профессиональные фотографы часто воротят нос и не хотят конкурировать с любителями.

Что же отличает профессионального фотографа, фотохудожника, от любителя? Образование? Техника?

Фотообразование имеют в Латвии хорошо если десять человек. Знаешь, в мире принято такое разделение. В Латвии исторически сложилось так, что друг от друга отделились фотографы, работающие в прессе и зарабатывающие деньги своим занятием, и фотолюбители, из числа которых и выходят фотохудожники. Однако в данном конкурсе они не конкурируют между собой. Наша принцип — содержательно интересная фотография, демонстрирующая разные грани Риги: хрестоматийные места в необычном ракурсе, или, наоборот, малоизвестные места. В таком случае не важно, профессионал ты или любитель, результат не будет фундаментально отличаться. 

Какие темы „iRīga” получили самый большой отклик?

Те, которые открывали простор для интерпретации. Люди выбирают в жизни легкие пути. Например, в ноябре, когда тема была „Автопортреты”, активность сразу заметно упала. Я думаю, при создании автопортрета ответственность намного больше. А идти по улице, что-то сфотографировать и опубликовать — это можно сделать с куда большей долей легкомыслия. С автопортретом ты отдаешь известную долю себя. 

В следующем году часть присланных фотографий будет показана на выставке. А что еще планируется в „Рижский фотомесяц”?

Народная выставка „iRIGA” — это фактически единственное мероприятие „Рижского фотомесяца”, рассчитанное на широкую публику и участие каждого. Планируется, что место проведения выставки также будет максимально доступным для публики. Все остальные выставки готовят кураторы. Центральная и самая важная предусмотрена в выставочном зале „Rīgas mākslas telpа”. Ее тема — современная фотография Балтии и Скандинавии, куратор — Инга Брувере.

Наша программа, конечно же, очень амбициозна. Я пока не хочу называть имена, но, если все получится, в Ригу приедет несколько очень, очень известных в мире связанных с фотографией людей — истинных мастеров.

Выставка „World Press Photo”, которую проводит „Международная летняя школа фотографии” (ISSP, International Summer School of Photography), тоже пройдет в мае и будет частью „Рижского фотомесяца”.

Больше о выставке „World Press Photo” 2013 года можно прочитать здесь.

Мы хотим использовать год культурной столицы Европы и „Рижский фотомесяц” для популяризации фотокниг и их издания. В последние годы в мире фотографы часто стали сами небольшими тиражами издавать свои книги. Это работает как альтернатива выставке, или портфолио. Эти книги — не просто каталоги, но уже дизайнерские объекты. Затраты на проведение выставки и подготовку фотокниги примерно одинаковы, но у нас нередко случается так, что фотокнига становится последним словом перед смертью, обобщением всей творческой жизни.

Лучшее, что может дать 2014 год латвийской фотографии — это приезд сюда людей, которые являются частью большой мировой фотосети, обладают возможностями принимать решения, будь то издатели фотокниг, видные художники или кураторы выставок. Тем самым мы тоже попадем в поле их зрения, а местной аудитории покажем то, что происходит в сфере фотографии в остальном мире.

Этой осенью во Франкфурте проходили организованные Европейским центральным банком (ЕЦБ) Дни европейской культуры, посвященные на этот раз Латвии. Ты был куратором выставки, представлявшей латвийское фотоискусство, и показал Латвию в несколько ином ракурсе, выделяя места, которые туристам обычно не показывают. Каковы отзывы об этой выставке в контексте Дней европейской культуры?

Единственное, что я видел, это книга отзывов. Иностранцы отзывались довольно позитивно, увиденное казалось им необычным, даже экзотичным. В комментариях латышей прослеживалось недовольство тем, что Латвия не показана с традиционной, привлекательной стороны. Читаешь и смеешься. Но аудитория там была очень пестрой, и люди, возможно, шли туда не как на художественную, а как на репрезентативную, красивую туристическую фотовыставку... хотя, мне кажется, выставка получилась хорошей.

Фотоэстетика — это способ показать одно и то же в разном свете. Я сравниваю это с языком — у нас есть некий официальный язык, и в интервью мы хотим красиво выражаться, правильно составлять фразы, а в бытовой речи есть всякие „сорняки” — сленг, жаргон, англицизмы, русизмы... Так же и пейзаж не бывает без примесей. 

Мы, конечно, можем выделить некий стерильный фрагмент Вецриги, но, если глянуть чуть в сторону, ту же сидит бомж, и в общем контексте картина уже далеко не столь респектабельная.

Какие уголки Риги фотографируют твои заграничные коллеги?

Меня и самого при приезде в чужой город интересует то, что лежит за пределами старого города и туристических мест. Например, со Старым городом у нас ассоциируется Прага, но мы очень мало знаем о том, как выглядит чешская столица на расстоянии двух, трех километров от исторического центра. Когда я был в последний раз в Праге, я решил не идти в Старый город — прожил пять дней и не побывал там ни разу. Это сразу дает о городе совершенно другое представление, это уже не только та Прага с толпами туристов, архитектурой и чешским пивом. Если приезжают иностранцы, получается такое „шляние” по Риге. Мы едем хотя бы в Плявниеки, которые, возможно, кому-то кажутся совершенно скучным районом, или с таким же успехом в Болдераю, где есть и свидетельства XIX века, и порт, и блочные дома. То, что хорошо в Риге — никуда далеко за контрастами ходить не надо. Та же Кипсала: ее современная часть, где живут, не знаю, как их назвать, интеллектуальные „крутые”. И буквально в нескольких шагах — жилища куда более бедных людей. 

Пользуешься ли ты „Instagram” или чем-то подобным, чтобы показывать в социальных сетях моментальное фото?

Нет, не пользуюсь. Фото в „Instagram” - это средство общения, формирование собственной идентичности. Есть некий круг людей, общество, которым что-то о себе нужно показать. Для таких будничных мгоновений я всегда ношу с собой камеру. Как-то же надо переваривать эту повседневность, и фотография может в этом помочь. 

Напоминаем, что в декабре продолжается акция „iRIGA”, и до 2 января фотоэнтуазисты могут присылать свои работы на тему „Зимний эффект”. Фотография должна быть снята в 2013 году и прислана в максимальном разрешении. В рамках одной темы можно присылать не более 10 фотографий. Больше информации — здесь.

"Rīga 2014"/Фото: ECB