Обаяние зла. Премьера балета “Вий” в Латвийской национальной опере
фото: Агнесе Зелтиня
Стиль жизни

Обаяние зла. Премьера балета “Вий” в Латвийской национальной опере

Елена Власова

"Этот спектакль не о мифическом монстре, а о нас, людях, - о потере своей внутренней сущности и потери себя как личности", - говорит постановщик и хореограф Раду Поклитару.

Мистическая повесть Н. Гоголя “Вий”, знакомая многим из нас еще со школьной программы, - бесконечный источник вдохновения для самых разных творческих людей. Одних только кинофильмов, снятых по этому произведению, я насчитала больше десяти (первый, еще немой, появился аж в 1909-м году). В свое время был очень популярен фильм “Вий” 1967-го года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях, - он считается первым советским фильмом ужасов. До сих пор помню свой детский страх от кадров со встающей из гроба Панночкой.

Без всякой натяжки можно сказать, что “Вий” - национальный бренд Украины. Легко представляю себе гадальный салон с такой вывеской и даже клинику пластической хирургии. (Вий, если кто не в курсе, - это демонический персонаж украинской мифологии, который самостоятельно не может поднять веки, но уж если поднимет - мало не покажется).

В Украине под названием “Вий” есть даже фирма по производству травматических пистолетов, патронов, магазинов и прочих комплектующих для оружия. Думаю, что сейчас продукция этой марки пользуется большим спросом и активно используется по назначению…

Хореограф Раду Поклитару, уроженец Молдовы, обратился к “Вию” не просто как к яркому произведению в жанре “хоррор”, но как к своего рода эссенции украинской культуры. “Я уже восемнадцать лет живу в Киеве, ко мне там относятся как к украинскому хореографу и режиссеру. Но у меня не было ни одного спектакля на украинскую тему, - рассказывает Раду. - Меня это очень мучило, потому что я люблю Украину, она стала моим домом”.

Выбор на гоголевского “Вия” пал, по словам хореографа, по нескольким причинам. Во-первых, это великолепная литературная основа для сюжетного спектакля, наполненная контрастами, действием, фантасмагорией. Во-вторых, стопроцентно украинский сюжет. В-третьих, история с большим коммерческим потенциалом (еще бы!).

Когда Раду узнал, что у современного украинского композитора Александра Родина есть симфоническая сюита по “Вию”, он понял: это судьба. Правда, сюита была коротковата, и Родину пришлось ее дописать - в итоге получился полноценный полуторачасовой балет. Забегая вперед скажу, что музыка великолепна - очень яркая, образная, по-украински щедрая, да еще и с небанальными музыкальные акцентами вроде соло на варгане.

Балет “Вий. Ночь ужасов” первоначально был поставлен для Украины и вышел в руководимом Раду Поклитару театре “Киев Модерн Балет” 20 июня 2019-го года. Теперь он практически без каких-либо изменений перенесен на сцену Латвийской Национальной оперы. Для всей украинской команды  (а это, помимо композитора и хореографа, еще сценограф Ольга Никитина, художник по костюмам Дмитро Курята, художник по свету Олена Антохина и другие), рижский спектакль стал большим подспорьем - и с финансовой, и с моральной точки зрения.

“В первые месяцы войны я вообще не понимал, что делать и как теперь можно заниматься балетом. Казалось, что миру сейчас вообще не до искусства. Художественный руководитель латвийского балета Айвар Лейманис был одним из первых, кто протянул мне руку помощи. Предложение поставить “Вий” в Риге стало настоящим спасательным кругом”, - рассказывает Раду Поклитару.

фото: Агнесе Зелтиня

Но и для нашего театра “Вий” стал очень своевременным и выгодным приобретением. Таких спектаклей у нас еще не было. Уж очень необычная у него хореография - экспрессивная, смелая, на грани акробатики. Некоторые элементы настолько сложны и даже опасны, что невольно закрадывается мысль: на каждый подобный спектакль артистам должны оформлять страховку. Хотя, конечно, ревнителям классической хореографии такие выкрутасы могут и не понравиться.

Хому Брута танцуют в разных составах два наших юных балетных легионера - Эйден Уильям Конефри (известный по главной роли в спектакле “Нижинский") и Пепеин Люкс Гейдерман. В роли Панночки - Юлия Бауэр, Иева Рацене или Паулина Друка. В роли Вия - еще один иностранец Дариус Флориан Катана или Антон Фрейманс.

Несмотря на название “Вий”, этот спектакль (как, впрочем, и сама повесть Гоголя) не о мифическом монстре. Это философская притча о силе духа, испытаниях человеческой души, о силе веры и неверии.

“Главный герой - семинарист Хома Брут, который сталкивается с нечистой силой. Но его внутренние демоны еще более страшные, чем внешние, и преодолеть их порой бывает еще сложнее. Главная составляющая этого спектакля не в атмосфере хоррора, не в визуальных эффектах, а ощущении психологического ужаса. Это спектакль о потере своей внутренней сущности, потери себя как личности”, - говорит Раду Поклитару.

При этом “Вий” - это прежде всего Зрелище. Именно так, с большой буквы. Отличная сценография, световые и видеоэффекты, динамичное упругое действие и множество небанальных находок - все это ни одной минуты не даст зрителю заскучать. И, несмотря на то, что хореография Поклитару несет в себе мощный сексуальный заряд, в ней нет ничего вульгарного, прямолинейного и физиологичного, так что на этот спектакль можно смело вести детей.

фото: Агнесе Зелтиня

И, кстати, никаких черепов, которыми нас пугали до премьеры, тут нет. Вся нечисть похожа на обычных людей - и очень к тому же обаятельных, а в качестве гробов тут выступают обычные кофры для реквизита. Просто надо включить свое воображение…

В общем, “Вий” - несомненная удача и явный балетный блокбастер на ближайшие сезоны. Must see!

Спектакль "Вий. Ночь ужасов"