Легендарный директор Рундальского дворца Имант Ланцманис открыл выставку своих картин
Не все знают, что Имант Ланцманис, 42 года руководивший Рундальским дворцом, по профессии художник. Все эти годы, несмотря на чудовищную занятость, он умудрялся находить время для живописи, а выйдя на пенсию, целиком отдался любимому делу. Итог более, чем 70-летней карьеры художника — персональная выставка в Латвийском Национальном художественном музее.
“70 лет карьеры” — звучит неправдоподобно, но это именно так. В 1952-м году, 11-ти лет от роду, Имант Ланцманис поступил в художественную школу имени Розенталя. Сейчас ему 81. Между двумя этими датами — биография художника, который большую часть времени был вынужден рисовать урывками, в свободное от основной работы время.
Вся его жизнь связана с Рундальским дворцом. Он пришел сюда в начале 60-х, когда дворец являл собой жалкое зрелище. В одном крыле здания находилась школа-интернат (“В бальном зале дети играли в футбол, норовя попасть мячом в лепнину” — рассказывает Ланцманис), а в другом обитали какие-то случайные люди.
Не будь этого человека, не превратилось бы Рундале в ту жемчужину, которой мы так гордимся сегодня. Имант Ланцманис гениально совмещал в себе профессии искусствоведа, реставратора, общественного деятеля, культурного топ-менеджера… Он был прорабом, руководившим гигантской стройкой, и тонким дипломатом, который общался с коллегами из европейских дворцов-музеев и с дамами из Министерства культуры в Москве (последних Ланцманис мог завалить розами, чтобы выбить для дворца какую-нибудь дефицитную вещь). А его знания по истории искусства помогали ему вести диалог с полуподпольными советскими антикварами, которых он уговаривал продать для дворца какой-нибудь комод или ломберный столик. Вот бывает человек-оркестр, а Ланцманиса называли человеком-дворцом.
Он и жил на территории Рундале, и свадьбу здесь в 1971 году сыграл (об этом знаменитом карнавале, на который была приглашена, кажется, вся латвийская богема, слухи ходили еще много лет). И сам дворец он воспринимал, как инсталляцию, гигантское произведение искусства, на создание которого ушло более четырех десятилетий.
И все эти годы Имант Ланцманис мечтал о живописи. Он ведь дипломированный художник — в 1966-м году окончил Академию. “Будучи директором Рундальского дворца, я мог брать в руки кисточку только по воскресеньям, рано утром, когда нет никаких других дел. Да и то постоянно был на стреме, ожидая какого-нибудь внеурочного звонка, — рассказывает Имант Ланцманис. — И мастерской у меня никогда не было — рисовал у себя дома. Я мечтал, что когда выйду на пенсию, то полностью отдамся любимому делу. Так и произошло".
Он вспоминает, что когда учился в Академии, старые мастера не особо его жаловали за модернизм и пренебрежение к латышским канонам живописи. Традиционной приглушенно-землистой цветовой гамме Ланцманис предпочитал яркие краски, а мягким переходам цвета — контрастные тона и резкую игру теней.
Он довольно быстро нашел свой стиль, и, хотя специалисты причисляют его живопись к современному постмодерну, сам художник предпочитает называть ее “концептуальным романтизмом”. Его работы для латышского искусства действительно нетипичны — слишком яркие, детализированные, выписанные ("Лишь впоследствии я узнал, что на Западе это называется фотореализмом").
Некоторые — на грани кича, с очень своеобразным видением красоты и чувством юмора. А если это пейзажи, то такой анти-Пурвитис.
Ланцманис пишет в самых разных жанрах — от портретов до натюрмортов и пейзажей, от многофигурных композиций на библейские темы до мистических рефлексий на тему войны и революций.
Кстати, в том отсеке выставки, который представляет самые трагичные работы художника (все они названы “Плясками смерти”), на одной из стен висят две пустые рамы.
К концу выставки в них появятся работы, посвященные событиям в Украине. Когда-то, создав цикл работ об ужасах войны, Имант Ланцманис смог избавиться от преследовавших его с детства страхов бомбежек. Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, живопись снова стала для него своего рода психотерапией.
Всего на юбилейной выставке Иманта Ланцманиса представлено 120 работ. Большая часть — из частных коллекций (собраний Зузансов, Тетеревых, Белевича, Затлерса).
Выставка продлится до 26 февраля.