Реальная история: старческое слабоумие возможно остановить
Деменция включает в себя несколько состояний, в основе которых лежат разные причины, влияющие на память и когнитивные функции человека
Мода и красота

Реальная история: старческое слабоумие возможно остановить

Otkrito.lv

Общеизвестное выражение «старческий маразм» в медицине обозначается термином «сенильная деменция» — приобретенное слабоумие, которое выражается в том, что заболевший утрачивает ранее усвоенные знания и практические навыки. Сьюзен Лейка отказалась принимать прогноз врача насчет своей матери Лори. Она решила сама помочь ей спастись от старческой деменции.

Это был обычный вечер. Сьюзен Лейка решила отвести свою 77-летнюю мать Лорен Штейнберг в Harvest Bistro, ее любимый ресторан, который находится недалеко от ее дома в Северной Калифорнии.

«Это звучит круто, — сказала Лори по телефону. — Где находится этот ресторан?» «Недалеко от твоего дома, — сказала Сьюзен, — на улице King’s Road». «Но где находится эта улица?» — спросила мама.

Лорен ездила по этой улице на протяжении десятка лет, она находилась всего за пару километров от ее дома. Сьюзен была шокирована маминой потерей памяти. Борясь с волнением, она отправилась к Лори домой, и по приезду выяснилось, что та не только не могла вспомнить их недавний телефонный разговор, но и в целом выглядела смущенной.

Когда Сьюзен пару недель назад видела маму, все было в порядке. У Лори было несколько проблем физического характера, в том числе замедленная работа щитовидной железы и тяжелый остеопороз, который вызывал сильные боли спины и суставов, но на ментальном уровне у нее никогда не было проблем и память всегда была острой. Что же случилось?

После того вечера Лори с каждым днем становилось все хуже и хуже, она забывала каждый разговор сразу же после его окончания. А вскоре Лори и вовсе начала спрашивать у Сьюзен: «Кто ты такая?» Когда Сьюзен отвела Лори к врачу, он сказал, что мать просто стареет и в этой ситуации ничего сделать нельзя. Это нужно просто принять, так как улучшить когнитивные функции и память невозможно.

Сьюзен решила воспротивиться этому угнетающему прогнозу. Переезд в пансионат, к Сьюзен или другим детям не был возможным — мать ясно дала понять, что хочет жить в своем доме и не осложнять жизнь детей.

Несколько лет назад Сьюзен делали внутривенную хелатную терапию, чтобы очистить организм от тяжелых металлов. Она помнила слова многих людей о том, что хелатная терапия помогла им улучшить память. «Я подумала — быть может, хелатная терапия сможет улучшить память моей матери, так как увеличит циркуляцию во всем теле и мозгу?» Она хотела услышать мнение какого-нибудь другого врача о замедленной работе щитовидной железы матери. Ее тогдашний врач уверял, что нужно снизить дозу медикаментов, и мать все время чувствовала себя утомленной — были дни, когда она выбиралась из кровати только к обеду.

После долгих поисков Сьюзен нашла Мартина Колингсворта — врача интегративной медицины, который верил, что может помочь решить все проблемы Лори, в том числе тяжелый остеопороз.

Во время первой консультации Колингсворт подтвердил, что у Лори прогрессирующая деменция и пониженная функция щитовидной железы, которая не компенсируется медикаментами. Врач сделал целую кучу анализов и пришел к выводу, что существует большая вероятность того, что Лори пережила несколько маленьких незаметных инсультов, которые могли вызвать внезапное ухудшение когнитивных функций. Тесты также показали, что у Лори был серьезный дефицит минеральных веществ и циркулирующих гормонов, а еще тяжелый кандидоз — чрезмерное размножение дрожжеподобных грибков в кишечнике. Вместе с разными пищеварительными проблемами, которые вызывает это состояние, размножение грибка Candida может также негативно влиять на память и концентрацию. Другие результаты анализов указали на чувствительность к дрожжам, сладким и молочным продуктам. Колингсворт пояснил, что такой пониженный уровень минералов и гормонов способствует появлению когнитивных проблем и хрупкости костей. У него также были подозрения, что секреция желудочной кислоты Лори была далека от оптимальной (что может быть у многих пожилых людей), что могло задерживать впитывание минералов. Врач выписал Лори энзимы поджелудочной железы и пищевые добавки с соляной кислотой, чтобы поспособствовать образованию желудочной кислоты и поддержать систему энзимов. Он также порекомендовал дважды в день пить смузи из рисового молока с протеиновым порошком All One, который богат антиоксидантами, минералами, витаминами В и С. Витамины группы В, как сказал врач, очень часто могут быть полезными в целях коррекции созданных деменцией проблем, а коктейли из рисового молока помогают получить необходимые пищевые вещества. В качестве дополнения он выписал и пищевые добавки, которые содержали антиоксиданты и минералы.

И хотя доктор Колингсворт считал, что хелатная терапия может не подойти хрупкому состоянию Лори, он хотел помочь обновить опустевшие резервы ее организма с помощью 15-20-минутных внутривенных инъекций витаминов С, В3 (ниацин), В6 и В12, которые благоприятно влияют на мозг.

Сначала инфузии происходили каждую неделю, а потом сократились до раза в три недели. Колингсворт выписал большие дозы с натуральными пищевыми добавками, действующими на щитовидную железу, а также небольшие дозы биоидентичных гормонов, в том числе крем прогестерона и DHEA (дегидроэпиандростерон — полифункциональный стероидный гормон). В конце концов он выписал пищевые добавки глюкозамин, хондроитин, MSM (метилсульфонилметан) и льняное масло, чтобы помочь Лори избавиться от болей в суставах.

Врач изменил рацион Лори — исключил из него все непереносимые ею продукты, особенно сахаросодержащие. Сьюзен заметила, что Лори начала налегать на быстрые закуски и, как она выяснила позднее, ученые уже называли болезнь Альцгеймера и деменцию «сахарным диабетом третьего типа», так как этим состояниям нередко характерна инсулинорезистентность в мозгу. «Мама стала зависимой от сахара, — признала Сьюзен. — Она прятала коробки со сладостями по всему дому, чтобы никто не узнал, в каких количествах она их ела».

Чтобы удовлетворить жажду сладостей Лори, Колингсворт рекомендовал употреблять стевию, ксилитол и блюда, подслащенные фруктовыми соками. Искусственные подсластители из рациона нужно было исключить. Он посоветовал Лори трижды в неделю употреблять продукты, содержащие растительные белки (яйца можно было есть в любое время) и только дважды в неделю — животные.

Всю еду нужно было готовить в стеклянной, керамической или железной посуде, покрытой эмалью. Алюминиевая посуда связана с болезнью Альцгеймера, поэтому ее нельзя было использовать. Сьюзен помогала маме соблюдать этот режим — навещала ее несколько раз в день и оставляла записки возле холодильника и на полках, чтобы обо всем напомнить. Лори обычно забывала, зачем ей нужно было употреблять пищевые добавки, но она понимала, что у ее проблемы с памятью и напитки с таблетками помогут улучшить ситуацию.

Сьюзен особо не надеялась на улучшения, так как Лори забыла о первом визите к доктору сразу же после выхода из кабинета врача. Но хорошая новость заключалась в том, что режим Колингсворта умножил энергию Лори и дал иммунитету нужный толчок. Через два месяца Лори стала более бодрой — ее энергия заметно улучшилась, особенно после употребления коктейлей.

На память Лори негативно влияла не только нехватка пищевых веществ, но и стресс. Сьюзен обнаружила, что если мама долгое время находилась в напряжении или о чем-то волновалась, ее память страдала. Каждое заболевание, которое было более серьезным, чем простуда, влияла на ее мыслительные возможности. У ощущения бессилия было самое разрушительное влияние, поэтому Сьюзен решила, что нужно по возможности больше заставлять маму чувствовать себя независимой и сильной.

Первые большие перемены появились примерно через три месяца после первой встречи с доктором Колингсвортом. Лори смогла описать блюдо, которым прошлым вечером поужинала в ресторане, декорации заведения и не забыла о грубом обращении официанта. Наконец-то она помнила! Сьюзен даже сходила в ресторан, чтобы убедиться в словах матери, и действительно — все, что она перечислила, начиная от меню и заканчивая дизайном интерьера, было правильно. «Пару недель назад она не могла запомнить такую информацию, — сказала Сьюзен. — Эта программа работает!»

Здоровье Лори заметно улучшилось, но у нее все еще были проблемы с остеопорозом. Эта болезнь была настолько тяжелой, что ее челюсть была почти на одном уровне с ключицей. Одной ночью Лори отправилась на прогулку с вспомогательным средством для ходьбы и упала лицом на землю. Прошло два часа, пока сосед, который отрабатывал ночную смену, не нашел ее. Нужно упомянуть тот факт, что Лори снова начала баловаться запрещенными сахарными продуктами, которые вызывали мгновенные проблемы с памятью.

Сьюзен решила нанять для мамы сиделку, и это оказалось верным решением. Она позаботилась не только о физической безопасности Лори, но и помогла ей соблюсти режим питания, каждый день отводила ее на прогулку и в кино. Когда Лори впервые отправилась на консультацию к доктору Колингсворту, то могла пройти только полквартала, но после появления Каталины Лори каждый день проходила по шесть кварталов. Наибольший вклад Каталины заключался в том, что она помогла Лори окунуться в приятное прошлое. В молодости Лори была пианисткой и оперной певицей, училась в Метрополитен-опере в Нью-Йорке. Однако, как и большая часть замужних женщин, которые жили в 50-х годах, она думала, что нужно отказаться от карьеры, чтобы быть хорошей женой и матерью. Она посещала много оперных представлений, но сама не садилась за пианино более 20-ти лет.

В один день, когда Сьюзен навещала свою маму, то увидела, что Лори в одной руке держит и читает ноты, а второй — играет сложное произведение и одновременно с этим поет.

«Это было чудо, — сказала Сьюзен. — Спустя три месяца после фразы «Ты — одна из моих дочек?» она играла и пела арии!» Боли в суставах тоже уменьшились.

В течение следующих шести лет здоровье Лори продолжало улучшаться. Она пела, играла, вместе с Каталиной ходила в рестораны и встречалась с друзьями. В молодости, когда Лори училась петь, она освоила несколько иностранных языков и параллельно с музицированием снова начала говорить по-итальянски, французски и русски.

В конце декабря 2001 года в 84-летнем возрасте Лори подхватила инфекцию, от которой долго не могла вылечиться. В конце концов она вызвала менингит, и на этом ее жизнь закончилась. Несмотря на это, Сьюзен чувствовала себя хорошо от того, что смогла помочь матери насладиться ее последними днями. Помогая маме, Сьюзен многому научилась и сейчас предлагает помощь людям, родственники которых страдают от потери памяти и деменции.

«Никогда бы не подумала, что моя мама проведет последние годы жизни с песнями, за игрой на пианино, походами в кино и разговорами на иностранных языках, которые она учила 60 лет назад, — призналась Сьюзен. — Когда я это пережила, поняла, что ощущение одиночества, изоляции, депрессии и беспомощности можно уменьшить. И если моя мама, у которой были серьезные проблемы со здоровьем, достигла таких улучшений, тогда и у других есть многообещающие шансы».

Деменция не является неотвратимой болезнью, как кажется многим. У 25-50% людей старше 85-ти лет нет деменции, и еще больше людей могли бы от нее избавиться, если бы знали основные принципы профилактики и лечения, говорит Сьюзен. «Мнение, что тело и разум с годами неотвратимо стареют и регрессируют, в один день может стать первобытным заблуждением».

Разные формы деменции

Считается, что деменция и болезнь Альцгеймера — это одно и то же, но на самом деле деменция включает в себя несколько состояний, в основе которых лежат разные причины, влияющие на память и когнитивные функции человека. Болезнь Альцгеймера, которая является наиболее распространенной формой деменции, — это физическое нарушение работы мозга, поэтому она влияет на память, личность, поведение и способность мыслить. Еще недавно единственным способом определения наличия болезни Альцгеймера или другой формы деменции было проведение аутопсии мозга. Мозг типичного больного Альцгеймером частично атрофирован, в нем скапливаются белки, которые слипаются и создают налеты бета-амилоидов. Они окружают здоровые нервные клетки и нейрофибриллы, которые образуются в нейронах, и в конце концов их замещают. Если таких нарушений мозга нет, нельзя считать, что у человека болезнь Альцгеймера.

Второй распространенный вид деменции — это сосудистая деменция. В таком случае больные страдают от перерывов в обеспечении мозга кровью. Зачастую это происходит из-за микроинфарктов, которые убивают мозговые клетки. В наше время оба эти состояния можно отличить, используя магнитно-резонансную томографию или позитронно-эмиссионную томографию.

Второй мозг

Одну из важнейших ролей в выздоровлении Лори играла ее пищеварительная система. Ученые часто говорят о кишечном тракте как о втором мозге, и этому есть объяснение. Новое исследование, которое провели в Калифорнийском технологическом институте и в Университетском колледже Корка в Ирландии, продемонстрировало, что хорошие бактерии кишечного тракта производят тысячу соединений, многие из которых, в том числе серотонин, гамма-аминомасляная кислота и допамин, необходимы для нормальной передачи мозговых импульсов. В лабораторных исследованиях с мышами, которые выросли без соприкосновения с этими дружественными бактериями, были замечены недочеты в памяти и эмоциях, а также аутические проявления. После обследования мозга мышей были обнаружены изменения в обмене веществ мозга, в том числе недостаток конкретных молекул, необходимых для создания новых соединений в мозгу.

Другие исследования с мышами показали, что у тех мышей, которые чаще испытывали тревогу, была измененная микрофлора кишечника. Ученые обнаружили, что эти хорошие бактерии меняют экспрессию отдельных рецепторов мозга через блуждающий нерв (соединительный путь между кишечным трактом и мозгом), а также через иммунную систему. В начальных исследованиях была обнаружена возможность бактерий справляться с разными ментальными заболеваниями (по крайней мере у животных), в том числе с депрессией, аутизмом и тревогой.

Джон Криан, профессор нейронауки, и Тимоти Динан, профессор психиатрии, одними из первых начали исследовать влияние психобиотиков на человека и оба участвовали в исследованиях Университетского колледжа Корка, которые анализировали кишечную микрофлору пациентов с тяжелой депрессией, чтобы выяснить, насколько она изменилась. Эта группа ученых также начала исследование об употреблении пробиотиков Lactobacillus brevis для уменьшения тревоги здоровых людей. Оба рекомендуемые коктейли бактерий кажутся более эффективными, чем отдельные бактерии, а такие есть в ферментированных молочных продуктах, например в кефире.

Что еще можно испробовать

Можете подумать о следующих изменениях образа жизни.

Откажитесь от сахара. Перед началом плана лечения Лори была зависима от сахара, что, возможно, ухудшило ее состояние, так как промышленно переработанные продукты все больше связывают с деменцией и болезнью Альцгеймера.

Вдохновляйтесь и пребывайте в приподнятом настроении. Слушайте красивую музыку или смотрите вдохновляющие фильмы.

Занимайте мозг работой. Отгадывайте кроссворды, играйте в игры, например в судоку или монополию, а также смотрите или читайте детективы — делайте все, что заставляет ваш мозг работать.

Общайтесь. Как говорит Сьюзен, положительное общество жизненно важно для укрепления хрупкого разума. Многие люди впадают в депрессию, если чувствуют себя ненужными.

Узнайте, нет ли у вас аллергии или пищевой непереносимости, после чего составляйте рацион исходя из этих принципов, так как употребление подобных продуктов может повлиять на когнитивные функции.

Проверьте зрение и слух. Это влияет на восприятие.

Соблюдайте порядок. Порядок и свободное помещение могут помочь уменьшить проблемы с памятью, развеять ощущение, что вы не можете справиться с происходящим вокруг.

Не бегите от света. Сьюзен слышала от многих людей, что нахождение в светлых помещениях улучшило их память.

Линна Мактагарта (Ko ārsti tev nestāsta)/ Фото: Shutterstock