Почему не получился сериал Надежды Михалковой “Номинация”?
На платформе Okko вышел четырехсерийный сериал “Номинация”, в котором режиссером, сценаристом и исполнительницей главной роли выступила Надежда Михалкова.
Это первый опыт младшей дочери Никиты Михалкова в области сериалов. До того в ее режиссерском багаже были только одна короткометражная и одна полнометражная работы. Кстати, в титрах сериала она почему-то фамильярно обозначена как Надя, и это немного странно для 35-летней женщины, матери двоих детей.
О чем же этот сериал? Героиня “Номинации”, актриса Вера Истомина, которую играет сама Надежда Михалкова, утверждена на роль в новом фильме Кристофера Нолана – заветная мечта любого российского, да и не только, артиста. Окрыленная этим успехом и мечтающая о Голливуде, женщина дает интервью ведущей youtube-канала Катерине Гордеевой, в котором камня на камне не оставляет от российского кино: мол, индустрии на родине нет, все вынуждены снимать говно и сниматься в говне, кругом сплошные откаты и заказуха, поэтому делать тут нечего и надо уезжать в Голливуд.
Но роль у Нолана накрывается медным тазом, и Вера оказывается ни с чем – и на запад ее не зовут, и на родине снимать больше не хотят. Между тем у Веры есть старшая сестра Татьяна (Анна Михалкова). Она куда более успешная и востребованная актриса, которая, правда, снимается во всякой лабуде, вроде сериала “Императрица” и ура-патриотических агиток про Великую отечественную войну, но мечтает, разумеется, о настоящем искусстве.
Еще в сериале есть их мать (Людмила Максакова), отвратительная властная старуха, которая когда-то была народной артисткой, а теперь возглавляет фонд имени своего покойного мужа – легендарного советского кинорежиссера Алексея Истомина. Фонд погряз в коррупции, им интересуются правоохранительные органы, и спасти его репутацию может только фильм. На него когда-то были выделены государственные деньги, которые впоследствии растранжирили –пришло время за них отчитаться. Этот фильм – под пафосным названием “Исход” по сценарию ее отца – начинает снимать Вера. Не спрашивайте как. Видимо, создатели сериала полагают, что любая девушка, выросшая в семье кинематографистов, легко справится с подобной задачей – даже если по профессии она всего лишь актриса.
Таким образом, сериал, начинающийся как семейная сага, постепенно перерастает в “фильм в фильме”. А Надя Михалкова командует и на съемочной площадке “Номинации”, и на съемочной площадке “Исхода” – того самого фильма, который должен спасти репутацию семьи Истоминых.
Перед нами, с одной стороны, сатира на современное российское кино. Тут и извечный бардак на съемочной площадке, и вымогатели “на местах”, и спонсор, пропихивающий свою любовницу на одну из главных ролей, и юное дарование, снявшее всего два фильма, но уже удостоенное ретроспективы…
С другой стороны, в “Номинации” есть извечные проблемы киношников всех времен и народов. Две примадонны готовы биться за роль не на жизнь, а на смерть (буквально). Режиссер постоянно стоит перед выбором – идти на поводу обстоятельств или снимать так, как велит сердце? Не говоря уж о постоянной нехватке денег… Что-то подобное было и у Феллини в “Восемь с половиной”. Но здесь, конечно, уровень далеко не тот.
В слове “номинация”, вынесенном в название сериала, слышится ирония. Ведь главная цель или, как минимум, тайное желание любого деятеля киноиндустрии – быть номинированным на премию какого-нибудь престижного кинофестиваля, вроде Каннского. А никому из героев “Номинации” подобное явно не светит. Потому что кино, которое они снимают, откровенно плохое. (Интересно, осознают ли они это сами? Я так и не поняла).
Да и сам сериал, если честно, не сказать, что хорош. Довольно беспомощный сценарий, слабые линии героев (особенно взаимоотношения матери и дочерей, претендующие на некий шекспировский накал), навязчивая песня Дианы Арбениной на начальных и финальных титрах, провалы вкуса… Минусов здесь предостаточно.
Хотя есть и плюсы. Прежде всего, это блистательные актерские работы Анны Михалковой, Людмилы Максаковой, Ольги Остроумовой и еще ряда артистов. Чего стоит, например, один только Игорь Миркурбанов в эпизодической роли спонсора, играющий, кажется, одной лишь своей кривой ухмылкой.
То, что в этом сериале есть шутки про кинематографическую династию – порой достаточно острые и злые, – наверное, стоит отнести к его удачам. Надя не боится аналогий со своей собственной семьей, и даже, кажется, несколько провоцирует зрителей. Возможно, “Номинация” была для нее своего рода сеансом психотерапии? С тех пор, как Валентин Гафт написал эпиграмму “Россия, слышишь этот зуд? Три Михалковых по тебе ползут”, количество представителей знаменитого клана существенно увеличилось, и каждому новому отпрыску династии приходится раз за разом доказывать свою состоятельность.