Как Екатерина II стала первым привившимся человеком в России
Смелое решение императрицы послужило началом прививочной кампании.
На протяжении веков вирусы и бактерии считались главными агентами смерти. Они не щадили ни бедных, ни богатых — перед грозными болезнями оказывались равны все, а лечить инфекции практически не умели. Однако истории известен случай, когда справиться с эпидемией помог не просто иммунитет, а мудрость императрицы.
Многие даже не догадываются, что именно Екатерина II первой в России решилась сделать прививку и призвала к вакцинации. Рассказываем о важнейшем шаге императорской семьи, который стал примером для поданных, пишет wday.ru.
Болезнь, которой не удавалось избежать
Натуральная или черная оспа свирепствовала в Европе с VI века: из-за нее пустели города, а на лицах выживших оставались ужасные шрамы от оспенных язв. В 1768 году эпидемия активно распространялась по России. Смертность была высокой — до 40% зараженных скончались в результате борьбы с вирусом, часто от оспы погибали маленькие дети. Болезнь уносила жизни представителей всех сословий: так, оспа стала причиной смерти юного монарха Петра II, который умер всего за несколько часов до назначенной свадьбы.
Екатерина II была серьезно обеспокоена эпидемией. Она не болела сама, но сильно переживала за 14-летнего сына Павла Петровича, а незадолго до бракосочетания оспу перенес ее жених — царь Петр Федорович.
«С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас… Весной прошлого года, когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом… не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него», — писала она прусскому королю Фридриху II.
Волевое решение
В последних строках цитаты из письма кроется вся суть характера Екатерины. Конечно, жестокая болезнь не выбирала жертв, но императрица не хотела мириться с положением и решила действовать. Только благодаря внутренней силе и борьбе она могла сохранить жизнь себе и близким.
Екатерина II была просвещенным монархом: она славилась мудростью и глубоким погружением в насущные вопросы. Когда императрица узнала о существовании прививки, она незамедлительно пригласила из Лондона в Россию английского врача Томаса Димсдейла — он был известен тем, что после его прививок большинство пациентов выживало.
Какими были прививки?
Если у вас возник вопрос, почему после прививок люди могли умирать, дадим небольшую историческую справку. В те времена существовало несколько способов вакцинации. Эдвард Дженнер предлагал прививаться коровьей оспой — вирус считался менее опасным для человека, он болел не так тяжело. Томас Димсдейл, в свою очередь, вводил пациенту оспенные ткани зараженного — смертность была заметно ниже, но риск все равно сохранялся.
«Донор» для императрицы
Инфекция продолжала бушевать: от оспы скончалась графиня Шереметьева, чей жених был наставником цесаревича Павла. Круг замыкался, а времени на раздумья оставалось все меньше.
В октябре 1768 года Томас сделал Екатерине прививку. Как мы и говорили ранее, процедура была невозможна без «донора» — им стал 7-летний простолюдин Александр Марков.
Во время болезни у родителей Саши не было оптимистичных прогнозов: они готовились прощаться с сыном. Однако судьба распорядилась иначе — мальчик стал частью истории, выздоровел и получил потомственное дворянство.
Ночью Маркова доставили в царский дворец и перенесли зараженную лимфу. После вакцинации Екатерина отправилась в Царское село: известно, что первые 5 дней императрица не жаловалась на самочувствие, но потом она ощутила недомогание. В истории болезни, зафиксированной врачом, можно узнать, что Екатерина чувствовала озноб, жжение в горле, у нее появились первые оспины. Однако через две недели императрица полностью выздоровела. Вскоре от оспы привили наследника Павла — он перенес болезнь легко.
Что было дальше?
Когда мать и сын прошли вакцинацию, Томас вздохнул с облегчением. Тем более, поводы переживать действительно были: в случае негативного сценария врача ждала почтовая карета, чтобы он смог уехать из страны и избежать самосуда. К счастью, план реализовывать не пришлось, а Димсдейла наградили подарками и чинами. Также в память о произошедшем отчеканили медаль с надписью «Собою подала пример».
Через вакцинацию прошли и другие члены монаршей семьи, а в дальнейшем оспопрививательные дома открылись в Петербурге, Тобольске, Иркутске и других городах. Поступок Екатерины называли подвигом. И хотя до полной победы над оспой было еще далеко, шаг императрицы сыграл огромную роль в истории.