“Золушка” с канканом
В Латвийской Национальной опере прошли премьерные спектакли комической оперы Россини “Золушка”.
Эту оперу 25-летний Джоаккино Россини написал на волне успеха “Севильского цирюльника”. Заказ ему поступил от римского театра “Валле”: требовалась опера к Рождеству — что-нибудь легкое, ненапряжное, желательно сказочное. Выбор пал на всем известную “Золушку”, которую в начале XIX века любили не меньше, чем любят сейчас.
Проблема была только в том, что писать надо было быстро — на весь творческий процесс отводилось 24 дня. Россини строчил, не приходя в сознание, но чувствовал, что все равно не успевает. В итоге в “Золушку”, помимо оригинальной музыки, вошло кое-кто из написанного им ранее — несколько фрагментов из “Севильского цирюльника”, а также увертюра из его же оперы “Газета”, которая к тому времени уже была популярна и исполнялась, как самостоятельное произведение. Плюс еще несколько номеров Россини отдал, как теперь говорят, на аутсорс композитору Луке Аголини. Короче говоря, итальянский композитор, как хорошая еврейская хозяйка, смог из одной курицы сделать восемь блюд, включая десерт. Поэтому не удивляйтесь, когда во время прослушивания этой оперы у вас будет легкое, но постоянное ощущение дежавю. Что, впрочем, не делает эту музыку менее гениальной.
Что касается сюжета, то эта “Золушка” на ту, что знаем мы, похожа мало. Здесь нет ни хрустальной туфельки, ни доброй феи, ни кареты-тыквы — вообще никаких атрибутов волшебства. Все, чего Золушка в итоге добьется, — результат ее трудолюбия, упорства и бескорыстности. И никакой эзотерики. Недаром целиком название этой оперы звучит так: “Золушка, или Торжество добродетели”.
Чтобы еще дальше увести нас от классического сюжета, создатели оперы, творческий дуэт Barbe & Doucet (режиссер и хореограф Рено Дусэ и сценограф и художник по костюмам Андре Барб) перенесли действие в Нью-Йорк 1930-х. Предположительно на Бродвей, поскольку и дом, где живет Золушка-Анжелина, и место, где обитает принц-Рамиро, — это два театра-кабаре.
Так что Золушка не горох перебирает, а проветривает боа и штопает платья с пайетками. А бал, на который все так стремятся, — это настоящее кабаре со столиками в зале и длинноногими танцовщицами на сцене.
Стилистически тут много чего намешано: эстетика 20-х, Голливуд 30-х, даже пародия на рококо (девушки в париках и кринолинах танцуют канкан).
Злобные сестрички Золушки напоминают героиню культового американского мультика Бетти Буп, а сама она — не то Марлен Дитрих, не то Любовь Орлову. Но придумано все здорово, выглядит ярко, глаз не отвести…
Единственное, рекомендую перед посещением этого спектакля внимательно почитать либретто (оно есть на сайте Оперы, в том числе и на русском). Потому что без этого трудно понять, что на сцене вообще происходит. Если сюжетная линия с сестрами еще более-менее ясна, то все остальные герои вызывают массу вопросов.
Почему принц все время переодевается? Какова роль во всей этой истории отца? Причем тут полицейские? Одним словом, читайте либретто, чтобы во время спектакля не отвлекаться на сюжет, а просто наслаждаться музыкой. Ну, и картинкой, конечно: это один из самых зрелищных спектаклей в нашей Опере.
В роли Золушки — обладательница роскошного меццо-сопрано, венгерская певица Доротея Ланга. Партию принца Рамиро исполняет Пабло Мартинес (Михаил Чульпаев), отчима Золушки — Кришьянис Норвелис (Павло Балакин), а сестер — Юлия Васильева (Инга Шлюбовска) и Лаура Грецка (Алтеа Троиси).