Новое поколение городских садоводов
Ярослав Барышников с партнером и Виктория Брейкша устроили джунгли в своих городских квартирах
Еще лет 10–15 назад домашнее садоводство считалось “бабушкиным” хобби, а теперь зеленых питомцев осознанно заводят и зумеры, и миллинеалы, и их родители. Мы расскажем вам о людях, для которых это не просто хобби, а большая и очень важная часть жизни, их любовь и страсть.
Виктория Брейкша: “Не понимаю, зачем без конца протирать листики?”
У нее двое маленьких детей, три кота и совершенно безумный темп жизни. Виктория — одна из самых востребованных латвийских визажистов, работающая и в рекламе, и на TV, и в кино. Ее могут вызвать на съемки в любой момент, даже ночью, а смена может длиться по 10-12 часов. Где Виктория берет силы, чтобы при таком напряженном графике заботиться о муже и детях, холить и лелеять троих котов, обустраивать квартиру, да еще и выращивать в ней настоящий тропический сад? Для меня это загадка.
Сама Виктория уверяет, что лучший релакс для нее — именно растения. “Придешь домой утром после съемок, вроде никакая, глаза слипаются, но прежде, чем упасть в кровать, обойдешь с лейкой все горшки, проверишь, все ли в порядке у зеленых питомцев”. Ну, и растения отвечают ей взаимностью.
Любовь к земле у Виктории с детства, она всегда с радостью помогала маме копаться в грядках. Но первые собственные растения у нее появились не так давно, лет семь назад. “Позвонила подруга и сказала, что кто-то вынес на помойку огромную монстеру. Я тут же побросала все дела и поехала за ней. Растение было полумертвое, я его долго выхаживала, но когда оно ожило, я испытала какую-то сумасшедшую радость. Это придало мне сил и стало мотивирующим толчком к тому, чтобы заняться садоводством”.
В ее квартире необычная атмосфера: черные стены, портрет Мэрилина Менсона, загадочные объекты с символикой, есть даже череп какого-то животного. Многие детали интерьера говорят об увлечении хозяев тяжелым металлом. Но, как ни странно, обилие зеленых растений здесь смотрится удивительно органично.
До того, как купить это жилье, Вика с мужем жили на съемных квартирах и часто переезжали. “Для перевозки растений нам всегда приходилось заказывать отдельный бусик. У меня уже есть своя система — как растения упаковывать, как транспортировать. Например, накануне переезда их желательно не поливать — тогда они легче. Но вообще, конечно, для них это стресс”.
Сейчас у Виктории обитают более 100 растений. Цифра все время меняется: одни растения разрастаются и дают потомство, другие умирают, и к этому тоже пришлось привыкнуть.
“У каждого садовода есть свое кладбище растений, - продолжает Виктория. — Была у меня монстера (Monstera Deliciosa), росла в большущем горшке. И как-то я не заметила, что в этот горшок повадился ходить в туалет наш кот. А когда обнаружила, то сразу начала принимать меры — поменяла горшок, засыпала новую землю, а корни растения тщательно вымыла (кстати, занималась этим в ночь перед отъездом в роддом, — знала, что потом мне будет не до пересадок). Вроде бы все успокоилось. И вот сижу я, кормлю грудью малыша, а кот, видя, что я сейчас обездвижена и даже не могу повысить на него голос, демонстративно опять уселся в этом горшке. В итоге, несмотря на все мои старания, растение погибло. Но у этой истории все-таки счастливый конец. Я смогла отделить от монстеры отростки, посадила их в баночки и вырастила малышей. Так растение пало жертвой кота, но зато оставило после себя потомство”.
Кстати, дети Виктории, в отличие от котов, растения никогда не портили. Наоборот, они проявляют к ним живой интерес и помогают маме с поливкой. Впрочем, с недавних пор у них появился новый объект для заботы — в аквариуме поселилось семейство палочников.
Муж тоже вполне разделяет ее зеленое увлечение. “Правда, он считает, что растений нам достаточно, — с улыбкой говорит Виктория. — Они и правда сейчас повсюду — и на кухне, и в детской, и в спальне. Только в гардеробной их нет, потому что там нет естественного света. Летом все эти горшки выносятся на свежий воздух — в нашей квартире есть балкон и терраса (кстати, это было решающим аргументом в пользу покупки). В комнатах становится пустовато, и тогда можно еще что-то докупить. Спустя какое-то время муж обнаруживает очередное приобретение и спрашивает: “А это у нас откуда?”. Приходится делать невинное выражение лица и говорить: “Не знаю, оно у нас уже давно…”.
Виктория отлично подкована в вопросах ухода за растениями и читает много специализированной литературы, но считает, что не стоит слепо следовать рекомендациям. “Я всегда прислушиваюсь к своей интуиции — сколько поливать, когда менять почву, когда пересаживать. И я против того, чтобы бесконечно протирать листики и избавляться от сухих. Пусть и желтые листья тоже будут! Как в природе — одно умирает, другое рождается. Все идет естественным путем”.
Как Виктория относится к буму на домашние растения? “Я вижу, какой сейчас ненормальный ажиотаж вокруг садоводства. Люди покупают растения десятками, платят сумасшедшие деньги, а потом все это у них постепенно умирает. Купить-то они купили, а как ухаживать, не знают. А ведь растение — это же ответственность”.
Есть ли у нее фавориты? “Они все время меняются. Сейчас это все виды филодендронов, особенно Xanadu. Мне вообще нравятся растения с крупными, сочными листьями. А вот к кактусам я равнодушна, и наличие цветов меня тоже мало волнует. Мне нужна просто зелень”.
Сейчас Виктория занята обустройством своего двора. Живет она в самом центре Риги, и до недавнего времени внутренний двор ее многоквартирного дома использовался исключительно как автостоянка. “У нас тут черт-те что творилось: и нужду могли справить, и шприцы я во дворе находила… Хочется со всем этим покончить. Недавно я высадила жасмины, в планах создание газона с розами и гортензиями. Надеюсь, что когда в следующий раз посторонний человек зайдет в наш двор, ему уже не захочется делать тут что-то безобразное. Если бы еще автовладельцы вели себя поделикатнее… А то все время норовят затоптать газон. Некоторые соседи считают меня сумасшедшей — как можно тратить время и деньги на благоустройство того, что тебе, в общем-то, не принадлежит? Но для меня это вопрос внутреннего комфорта. Мне не может быть хорошо там, где мертвая среда. И если обустроить эту среду некому, то это сделаю я”.
Ярослав Барышников и Карлис Силис
100 горшков и африканский ежик
Партнеры по жизни и по бизнесу, эти двое имеют еще и общее увлечение — садоводство. И это не какое-то там вялое хобби, которому уделяется от силы пара часов в неделю, а настоящий зеленый образ жизни. На Западе это явление называется plants parenting — когда люди, вне зависимости от гендера и возраста, заводят целую семью растений и увлеченно ухаживают за ними, словно за детьми. Правда, забота Ярослава и Карлиса распространяется не только на растения, но и на животных — кота, африканского ежика и трех пауков-тарантулов.
Вся эта флора и фауна разместилась в их квартире на улице Чака. “В эту квартиру мы въехали чуть больше года назад, — рассказывает Ярослав. — Все здесь было замечательно: высокие потолки, много света, отличный вид из окна на Зиедоньдарзс. Кроме одного — квартира была в абсолютно “убитом” состоянии. Тут грянула пандемия, мы засели дома и благодаря этой паузе начали ремонт. Все делали своими руками — очищали деревянные полы, восстанавливали двери, смывали потолок (там обнаружилась старинная роспись). Этот процесс еще далеко не закончен, но, по крайней мере, жить здесь стало вполне комфортно — и нам, и нашим домочадцам”.
Когда Ярослав и Карлис переезжали на эту квартиру, у них было около 15-20 горшков с растениями, а сейчас их больше 100. “Получается, вы по шесть растений в месяц вы покупаете?” — “А мы принципиально не покупаем растения за полную стоимость в магазинах. Мы считаем, что цены там неадекватные. Существуют группы на фейсбуке, где объединились городские садоводы, и там можно купить отличные растения за символическую цену. Почему продают? Кому-то надоело, кто-то уезжает, а кто-то просто не знает, как за растением ухаживать”.
За шикарной агавой они ездили почти на границу с Эстонией. “Я давно хотел иметь дома агаву, за границей все время на них любовался, — говорит Ярослав. — Дал объявление на фейсбуке, откликнулась одна женщина. Полгода мы не могли до нее доехать — далеко. Наконец, она нам пишет: “Если до морозов не приедете, я вашу агаву выкину”. Ну, мы быстренько собрались и поехали. Наша красавица стояла на улице в горшке, вся такая неухоженная, переросшая — так выглядит недолюбленное, ненужное растение. И надо было видеть, как мы ее транспортировали в Ригу. Машина у нас достаточно небольшая, с кожаным салоном — а у агавы, как известно, колючие листья. В общем, мы ее замотали в два пледа, чтобы и листья не обломать и салон не испортить, и каким-то чудом довезли до Риги целой и невредимой. Дома мы ее пересадили, и она отлично прижилась. Сейчас у нее уже “внуки”.
Зеленая коллекция Ярослава и Карлиса пополняется и за счет подарков друзей — все знают, что им дарить на дни рождения и прочие праздники. “Еще мы покупаем в Depo списанные цветы — буквально за копейки, — рассказывает Карлис. — Вообще, Depo — это ужасное место для растений, многие из них там просто загибаются. К тому же, покупая растение в подобных центрах, есть риск завезти домой паразитов — у нас так было несколько раз. Тогда растению приходится устраивать карантин, пересаживать и держать подальше от его собратьев”.
К сожалению, не все удается оживить. “Мы так и не спасли большую пальму, купленную в Depo. Не спасли фикус Бенджамина, который нам отдала подруга (в магазине ей сказали, что ухаживать за ним надо минимально, а это оказалось враньем). С каждым новым растением ты обретаешь новый опыт”.
Ярослав любит экспериментировать с почвами: “У нас уже полный шкаф с керамзитом, перлитом, вермикулитом… “. А Карлис — ответственный за поливку: на весь процесс уходит 16 литров воды и полтора часа времени. Плюс он отлично разбирается в удобрениях.
Кто их консультировал по поводу ухода за растениями? “Да мы уже столько всего изучили в этой области, что сами можем работать консультантами, — говорит Ярослав. — Я увлекаюсь растениями с раннего детства. По рассказам моей мамы, когда она меня везла в коляске, то невозможно было просто так проехать мимо цветочного магазина — нужно было обязательно зайти внутрь, иначе с моей стороны начиналась истерика. В школе моим любимым предметом была ботаника. Ну, а сейчас главный мой учитель — интернет”.
Их сад демонстрирует 50 оттенков оттенков зеленого: 5 сортов фикусов, 4 вида монстер, 5 видов агавы, 2 вида бамбука… Самый экзотичный экземпляр в их коллекции — эйфорбия платиклада (Euphorbia Platyclada), растение сомнительной красоты, его еще называют “мертвым деревом”, — оно выглядит, как связка сухих палок или засохшая икебана.
А как реагирует на растения их кот? “Слава богу, он не такой дурак, чтобы грызть все подряд, потому что у нас есть и довольно ядовитые для него растения. Когда он был котенком, то любил погадить в горшки. Воспитывали мы его традиционным способом — тапком. Помогло. Да, что-то он скинул, но со временем научился жить с растениями. Наиболее соблазнительные для него мы убираем куда-нибудь подальше. Горшок со спаржей, которую он обожает, подняли под самый потолок. А бамбук, который он все время норовит погрызть, мы обставили кактусами, чтобы к нему нельзя было пробраться”.
Поскольку Ярослав — человек, хорошо известный в латвийской фэшн-среде, не могу не спросить его о моде в области растений. “Она все время меняется. Сейчас модно то, что эффектно смотрится в Instagram. Например, фикус лирата — хайп вокруг него не стихал несколько лет. А ведь это очень тяжелое в уходе растение — я, скажу честно, убил таких три. Ему надо шесть часов солнца в день, так что наш климат ему не подходит в принципе. Еще всем нравятся монстеры (Monstera Deliciosa Variegata) — у них очень выразительные инстагеничные листья. Когда в наших магазинах появляются такие саженцы по 70 евро, то люди за них букально дерутся. А если заказывать за границей, то цена может достигать и 100, и 200 евро.
Еще одно всеобщее увлечение — растения необычного цвета. Например, розовые, как филадендрон Pink Princess. Недавно был громкий скандал. Один питомник начал выдавать обычный филадендрон за розовый, искусственным образом подкрашивая листья. Саженцы стоили по 150-200 евро и разлетались, как горячие пирожки. Через год-полтора краска из листьев выходила, и становилось ясно, что это обман. Но люди об этом не знают и ищут Pink Princess до сих пор.
Пожалуй, самая яркая сегодняшняя тенденция — деревенский шик. Мы так долго стремились в город, что сегодня даже самые закоренелые урбанисты стремятся назад, на природу. Это заметно и в интерьерах, и в моде — посмотрите на ретроколлекции Gucci. Вдруг стали актуальны старомодные бабушкины цветы, вроде бегонии или традесканции. В магазинах их уже не найти, но в группах на фейсбуке они пользуются огромной популярностью. Вдруг все стали восхищаться подвесными кашпо, сплетенными в технике макраме. Для меня это ужас 90-х, а народ прямо с ума посходил — все смотрят ролики, как плести макраме. Соответственно, стали актуальны и висящие растения. Да, наверное, во всей этой плетеной красоте есть какое-то очарование… Но в нашей квартире этого не будет никогда!”.