10 фильмов Каннского фестиваля, которые мы скоро увидим
Хотя в программе 74 Каннского кинофестиваля не было явных лидеров, десятка “фильмов, о которых все говорят”, сложилась очень легко.
Об этих лентах действительно все говорят — и неважно, хвалят их или ругают. Вскоре мы их увидим — если не в прокате, то на наших кинофестивалях, RigaIFF и “Балтийской жемчужине”.
1. “Титан”, реж. Джулия Дюкорно (Франция)
Изящная хрупкая брюнетка с тонкими чертами лица и очаровательной улыбкой, Джулия Дюкорно не производит впечатления человека, который снимает абсолютно безумные фильмы. Но они именно безумны. Ее предыдущая работа, садистский хоррор “Сырое”, рассказывала о вегетарианке, которую вдруг начинает тянуть к человеческому мясу. В “Титане” героиня вступает в сексуальный контакт с машиной и даже беременеет от нее. Ну не дичь ли? Только на первый взгляд. Этот фильм невозможно отнести к какому-то конкретному жанру — это и драма, и комедия, и боди-хоррор в духе Дэвида Кроненберга. Здесь много жестокости, еще больше красоты, но главное, в нем есть есть нечто глубоко гуманистичное, человечное, что приводит зрителя к тому самому долгожданному катарсису. Так что главную награду Каннского фестиваля — “Золотую пальмовую ветвь” — Джулия получила абсолютно заслуженно, за талант, а вовсе не потому, что женщина (хотя женская повестка на фестивалях по-прежнему актуальна).
2. “Петровы в гриппе”, реж. Кирилл Серебренников (Россия)
Мне посчастливилось присутствовать в зале на премьере этого фильма, и могу подтвердить, что это был однозначный успех. Каннская публика устроила ленте стоячую овацию, хотя было ясно, что большая часть этих аплодисментов адресована не столько фильму, сколько самому Кириллу Серебренникову, который пока не может выехать за границу и наблюдал за премьерой своего фильма онлайн. Сам же фильм сильно озадачил. Разобраться в том, что происходит на экране, способен только человек, знакомый с российскими (а точнее советскими) реалиями и, желательно, прочитавший роман Сальникова. Для остальных этот фильм — абсолютный ребус, к тому же еще и стилистически избыточный. “Петровы в гриппе” напоминают перенасыщенный, пересоленый и переперченный бульон, в котором всего слишком много. Понять, где реальная жизнь, а где фантазии воспаленного гриппом сознания, решительно невозможно, с толку сбивает и мешанина временных пластов, и то, что некоторые актеры играют по 4-5 ролей (хотя Тимофей Трибунцев везде великолепен). И все-таки посмотреть этот фильм я настоятельно рекомендую — хотя бы ради того, чтобы увидеть Чулпан Хаматову в роли ангела-истребителя.
3. “Купе номер 6”, реж. Юхо Куосманен (Финляндия)
Обладатель второй по значимости награды — Большого приза жюри — и мой личный каннский фаворит. Фильм рассказывает про поездку в поезде из Москвы в Мурманск финской студентки-археолога и русского раздолбая. Этакая “Кукушка” про столкновение разных культур с той лишь разницей, что здесь, в отличие от фильма Рогожкина, герои говорят на одном языке (финка прилично владеет русским и готова обогатить свой словарный запас новыми сочными выражениями). “Купе номер 6” — это классический роуд-муви, который снят в абсолютно традиционной манере, но при этом цепляет тебя с первых же минут и не отпускает до самого конца. В современном кино очень редко бывает, чтобы ты так сопереживал героям и так желал, чтобы у них случился хэппи-энд, понимая, что никакого хэппи-энда не будет. Фильм целиком снят в России и с русскими актерами (за исключением финской актрисы Сейди Хаарла). Главную мужскую роль сыграл Юрий Борисов, и, судя по шквалу аплодисментов, которые были адресованы ему на премьере, этого актера ждет большое международное будущее.
4. “Аннетт”, реж. Лео Каракс (Франция, США)
“Аннетт” — первый фильм Каракса на английском языке, к тому же мюзикл (саундтрек к фильму написала группа Sparks). Но не ждите от него чего-то вроде “Ла-Ла-Ленда”. Каракс признанный мастер трагедий, умеющий выворачивать наизнанку душу — и свою, и зрительскую. История про стендап-комика (Адам Драйвер), у которого умирает жена-певица (Марион Котийяр), а двухлетняя дочь вдруг проявляет экстрасенсорные способности, — это что угодно, но только не развлекательное кино. Оно жесткое, местами провокационное (например, в сцене, где муж поет жене в вагину). Но оно Караксом выстрадано. В конце фильма есть титр о том, что он посвящен дочери режиссера, Насте Голубевой-Каракс, и это многое объясняет. Ее мать, русская актриса Екатерина Голубева, погибла в 2011 году при невыясненных обстоятельствах: ее тело нашли на станции парижского метро. Говорят, что они хотели вместе с Караксом покончить с собой, но он в последний момент струсил. Екатерине была посвящена предыдущая картина Каракса «Корпорация „Святые моторы“», ну а “Аннетт” посвящена их общей дочери, с которой у режиссера, судя по всему, довольно болезненные отношения. Так что этот фильм для него — своего рода сеанс психотерапии…
5. “Все прошло хорошо”, реж. Франсуа Озон (Франция)
Франсуа Озон — режиссер, чьи фильмы совершенно не похожи друг на друга. После подростковкой гей-драмы “Лето 85” (фильм был отобран для прошлогоднего Каннского фестиваля, который из-за пандемии не состоялся), он снял нечто принципиально иное — драму о проблемах эвтаназии. Режиссер, который славится своей эпатажностью, вдруг сделал скромную, лаконичную, очень традиционную ленту. В ней есть деспотичный отец, который за свою долгую жизнь попил немало крови у своих близких, и две его дочери, испытывающие к нему смесь жалости и отвращения. После инсульта отец оказывается парализован и, понимая, что возврата к нормальной жизни уже не будет, решает с ней покончить. Но во Франции эвтаназия запрещена, поэтому он просит дочерей устроить ему поездку в Швейцарию, чтобы там он мог добровольно умереть. При всей сложности и неоднозначности темы фильм не производит тягостного впечатления и, более того, местами вызывает смех. Никаких точек над “i” режиссер не ставит, предлагая зрителям самыми сделать выводы. Маленький спойлер: фраза, вынесенная в название, — оптимистичный итог того, как осуществилась желание главного героя.
6. “Бенедетта”, реж. Пол Верховен (Франция, Недерланды)
Автор фильмов “Вспомнить все”, “Робокоп”, “Шоугерлз” и, конечно, культового “Основного инстинкта”, голландский режиссер Поль Верховен решил основательно встряхнуть каннскую публику. Голые монашки, лесбийские отношения, сексуальные фантазии на тему Иисуса, средневековый дилдо, выточенный из деревянной статуэтки Мадонны… В этом фильме все — откровенная, кричащая безвкусица, в которой кто-то увидел старческий маразм (режиссеру 83 года), а кто-то намеренное желание вызвать у публики чувство отвращения. Сюжет фильма “Бенедетта” основан на реальной истории монахини-лесбиянки, жившей в XVII веке в тосканском монастыре, — то ли святой, то ли дьяволицы (современники так и не определились). Согласно Верховену, святости в ней, конечно, никакой нет (свои стигматы она создает сама при помощи острых глиняных осколков), но все-таки в Иисуса она верит истово, и это, мол, самое главное. В Каннах фильм нещадно разругали, но, думаю, Верховен это переживет. В свое время он был первым номинантом премии “Золотая малина”, лично присутствовавшим на церемонии вручения и принявшим эту антинаграду.
7. “Разжимая кулаки”, реж. Кира Коваленко (Россия)
Фильм 31-летней Киры Коваленко был показан во второй по значимости программе Каннского фестиваля “Особый взгляд” и получил там главный приз, обойдя множество конкурентов, включая ленту Алексея Германа-младшего “Дело”. Кира — выпускница мастерской Александра Сокурова и спутница жизни еще одного ученика Сокурова Кантемира Балагова. “Разжимая кулаки” рассказывает о девушке Аде из небольшого города в Северной Осетии, которая пытается освободиться из-под гнета отца, воспитывающего ее в духе местных традиций. По словам режиссера, фильм вдохновлен ее личным опытом и многолетними наблюдениями за семейным укладом на Кавказе. В одном из интервью Кира сказала, что ей “крайне тревожно за судьбу женщины на Кавказе” и что “мы узнаем гораздо меньше того, что происходит на самом деле — многое замалчивается”.
8. “Крестовый поход”, реж. Луи Гаррель (Франция)
Три года назад популярный актер Луи Гаррель снял в качестве режиссера фильм “Честный человек” о любви на троих. Главные роли в нем сыграли он сам, его жена Летиция Каста (в фильме они тоже играли супругов), а также Лили Роуз Депп в роли разлучницы. В новой работе “Крестовый поход” Гаррель вернулся к тем же героям, только теперь их союз проверяет на прочность их собственный сын. Мальчик стал украдкой красть из дома родительские вещи — дизайнерские платья мамы, коллекцию наручных часов папы, ценную бутылку вина. Выясняется, что деньги от продажи этого добра мальчик собирается потратить на… спасение планеты. Нет, это не агитка на тему глобального потепления и не пародия на Грету Тунберг. Экологическая повестка вписана в этот фильм изящно и без нажима, поскольку все-таки главное в нем — отношения героев. Им веришь, за ними хочется наблюдать.
9. “Париж, 13-й округ” (“Les Olympiades”), реж. Жак Одиар (Франция)
Режиссер, известный своими брутальными мужскими драмами, неожиданно снял очень стильное, романтичное и меланхоличное кино о любви. Точнее, о ее нехватке в цифровую эпоху, когда можно легко зайти на порно-сайт или найти партнера на ночь, но очень трудно установить с кем-то глубокие, искренние отношения. Действие картины разворачивается в 13-м округе Парижа, и это совсем другой взгляд на французскую столицу: спальные районы, безликие бетонные высотки — виды совсем не открыточные. Главные герои фильма — трое молодых людей с разным происхождением и цветом кожи, образованием и жизненными устремлениями. Все они мечтают о любви в мире мимолетных знакомств и случайных связей, но не готовы обременять себя серьезными чувствами. В фильме много эротики, снятой с безупречным вкусом и чувством меры. 69-летний Одиар, в отличие от Верховена, не смакует обнаженку и не пытается кого-то шокировать. Лента не получила в Каннах никаких призов, но, на мой взгляд, была на фестивале одной из лучших.
10. “Французский вестник”, реж. Уэс Андерсон (США)
Это был самый востребованный фильм Каннской программы, привлекший рекордное количество именитых гостей и безумное количество зевак на бульваре Круазетт. Лично я видела, как с одной азиаткой, увидевшей воочию своего кумира Тимоти Шаламе, случилась форменная истерика — наверное, так в свое время встречали молодого Ди Каприо, а до него — Марлона Брандо. Количество звезд в фильме Андерсона просто зашкаливало (Билл Мюррей, Джеффри Райт, Тильда Суинтон, Тимоти Шаламе, Френсис Макдорманд, Леа Сейду, Бенисио дель Торо, Эдриан Броуди, Эдвард Нортон, Уиллем Дэфо, Сирша Ронан, Кристоф Вальц, Элизабет Мосс и др.), при этом некоторые из них появлялись в кадре буквально на считанные минуты или вообще были загримированы до неузнаваемости. Фильм состоит из череды историй, опубликованных в газете “Французский вестник” в вымышленном городке Эннуи-сюр-Блазе (в переводе что-то вроде “Тоска-на-скуке”). Вот надзирательница позирует заключенному — художнику-убийце. Вот работающий на полицию шеф-повар пытается отравить бандитов высокой гастрономией. Вот романтичный студент, еще недавно звавший на баррикады, решает вместо этого наконец расстаться со своей девственностью… Мило, но как-то уж очень легковесно. Картинка, как всегда у Андерсона, безупречна, но весь режиссерский пыл ушел в декоративность.