Чернокожая актриса в роли королевы Англии: стеб или политкорректность?
фото: Netflix
Стиль жизни

Чернокожая актриса в роли королевы Англии: стеб или политкорректность?

Елена Власова

Otkrito.lv

Новый хит Netflix, американский сериал “Бриджертоны”, вышедший в конце прошлого года, разделил зрителей на два лагеря: одни им восхищаются, другие нещадно ругают.

Писательницу Татьяну Толстую можно отнести ко второй категории. Вот что она писала на своей страничке в Facebook: “Американский сериальчик из жизни английского высшего общества 1813 года. 1813, подчеркиваю.  Дамы высшего общества - чернокожие, фрейлины тоже. Можно подумать, они все от Отелло народились. Ох..ли, что ли? Да, ох..ли. BLM, ага…На 15-й минуте выключила… Ужас и позор”.  Буквально в порошок стерла Татьяна Никитична этот сериал, увидев в нем, помимо лозунга BLM (Black Lives Matter), еще и кричащее несоответствие моде той эпохи. “Чернокожая английская знать - это еще мелкие плевки в лицо зрителя; гораздо хуже - бессмысленное затягивание корсетов при моде на платья ампир (мелкие сиськи в моде, алё! И локоны с висков спиралью, а ля пейсы. А не талия!)”. 

Действительно, костюмы в “Бриджертонах” во многом не соответствуют эпохе. Сериал, как и недавний фильм “Эмма”, рассказывает о жизни британской аристократии в эпоху Регентства (1811-1820 гг.).  Этот период в истории моды нам более известен по своему французскому названию “ампир”, но сейчас более популярен именно его английский аналог - стиль эпохи Регентства. Причем, популярен настолько, что стал актуальным модным трендом - не только в кино, но и в реальной жизни. Неслучайно шведский гигант масс-маркета H&M партнером для своей новой коллаборации выбрал ирландского модельера Симон Роша, которая делает как раз такую одежду в стилистике исторического романтизма.

фото: Netflix

Появился даже новый модный термин regencycore, по аналогии с “хардкором” или “нормкором”, - так называют увлечение современных дизайнеров летящими силуэтами в античном духе, нежными легкими тканями, оборками, рюшами и прочими атрибутами очаровательной женственной моды десятых годов XIX века, которая, ко всему прочему, была еще и очень удобной - на короткое  время женщины избавились от утягивающих корсетов. 

фото: Netflix

“Бриджертоны”, снятые по романам современной американской писательницы Джулии Куинн, демонстративно выходят за рамки этого исторического стиля (в отличие, например, от “Эммы”, где автор костюмов, именитая Александра Бирн, таких вольностей себе не позволяла). Ну не было в 1813-м году таких ярких тканей - анилиновые красители изобрели гораздо позже. И корсеты тогда действительно временно не носили. И челки, как у девушек 1920-х, тогда еще никому не пришло бы в голову стричь… Одним словом, несоответствий много. Но кино часто жертвует достоверностью ради эффектных образов. А они здесь эффектны, это факт бесспорный. 

фото: Netflix

И все-таки главная претензия к сериалу касается не костюмов, а кастинга. Многие зрители восприняли вштыки тот факт, что на роли британских аристократов (и даже самой королевы Англии!) были выбраны чернокожие актеры. Но такова новая кинореальность: теперь при выборе актера на ту или иную роль неважно, какой он национальности и расы, главное, чтобы играл хорошо. И к этой реальности нам всем нужно привыкать. 

фото: Netflix

Да, в первый момент чернокожая королева Англии вызывает оторопь, но потом, увлекшись сюжетом, об этой особенности быстро забываешь. На наш взгляд, никакой пропаганды BLM в “Бриджертонах” нет. А есть чистейшая ирония - и по отношению к тому, как мы привыкли воспринимать фильмы про британских аристократов, и по отношению к современным нормам политкорректности. 

фото: Netflix

Все это стеб, вымысел, нарочитая неправда, как бы говорящая нам: ребята, да расслабьтесь вы уже. Хватит, насмотрелись про мистера Дарси с его крахмальными воротничками, давайте повеселимся. И музыка поэтому такая современная. И бодипозитивная толстушка поэтому присутствует. И не сказать, чтобы это было чем-то новым. Все это уже когда-то опробовала София Коппола в фильме “Мария Антуанетта”.  Там королева вообще носила кеды.