Королева тюля. Женственный бунт Молли Годдард
Пышные кокетливые платья из нескольких слоев цветного тюля – визитная карточка молодого британского дизайнера МОЛЛИ ГОДДАРД (30), которая два года назад стала лауреатом престижной премии British Fashion Council/Vogue Fashion Fund Award. Это своеобразный бунт женственности против засилья унисекса и спортивного стиля, захвативших лидирующие позиции в мире моды.
«Звучит банально, но я действительно всегда мечтала о том, чтобы быть дизайнером. Даже когда одно время мне в голову пришла идея заняться фермерством, я в первую очередь прикидывала, во что я там, на селе, буду одета. С детства я повсюду таскала с собой блокнот, где делала небольшие эскизы, придумывая для себя одежду. У мамы научилась шить. Уже в четырнадцать лет могла за полчаса сварганить себе платье для вечеринки. Да, качество пошива этих платьев оставляло желать лучшего, но, по крайней мере, у них была форма, которая мне нравилась», – вспоминает Молли.
Будущий дизайнер родилась и выросла в западном Лондоне. Следуя детской мечте, Молли поступила в знаменитый Центральный колледж искусства и дизайна Св. Мартина, но, не дотянув до получения магистерской степени, оставила учебу. Ее друг, музыкант из инди-рок-группы Spector Том Шикл убедил ее создать несколько платьев, подобных тем, что она придумывает для себя, и показать их публике. Так в сентябре 2014 года в помещении церкви Mayfair Молли представила свою первую коллекцию. Это были объемные и многослойные наряды из полупрозрачного тюля леденцовых оттенков, пронизанные духом детской непосредственности и надетые поверх джинсов.
«Показ мне почти ничего не стоил, так как мы все сделали сами, помогли друзья и родственники, – вспоминает дизайнер. – Уже наутро на меня посыпались заказы. Следующая пара месяцев стала для меня настоящим боевым крещением. Работала с восьми утра до полуночи – и так каждый день». Одним из заказчиков той первой коллекции стал престижный лондонский универмаг Dover Street Market. Его президент Эдриан Йоффе вспоминает: «Нам очень понравилась коллекция Молли. Осмысленная, немногословная, концентрированная – помимо вложенного труда, в ней чувствовалась история. И вещи были очень красивые. И уникальные!» Неожиданный успех застал дизайнера врасплох. «Все произошло очень быстро – как-то вдруг появилась марка Molly Goddard. Я даже не успела подумать о том, хочу ли я назвать ее своим именем. Наверное, нужно было придумать что-нибудь пооригинальнее…»
Сейчас у Molly Goddard свой магазин в Dover Street Market и инсталляции в бутиках по всему миру. В 2017 году марка представила свою первую круизную коллекцию в лондонском Музее Виктории и Альберта, а показ коллекции весна-лето – 2016 вошел в список «125 самых незабываемых модных шоу всех времен» по версии Vogue. Марку очень полюбили прогрессивные модные издания – CR Fashion Book, i-D, The Gentlewoman, Dazed.
В 2016 году Молли была признала лучшим молодым британским дизайнером, в 2017-м стала финалистом престижного конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize и получила премию журнала Harper’s Bazaar «Женщина года», а в 2018-м стала лауреатом премии British Fashion Council/Vogue Fashion Fund Award.
Несмотря на стремительный взлет популярности марки Molly Goddard, она по-прежнему остается семейным предприятием. Родители Молли (мать – фотограф и сценограф Сара Эдвардс, отец – графический дизайнер и скульптор Марк Годдард) отвечают за оформление шоу, сестра Элис, сооснователь журнала о моде и искусстве Hot and Cool, стилизует показы и съемки, друг Алекс Браунселл, один из создателей парикмахерского салона Bleach, придумывает прически для моделей, участник группы Тома Шикла Фред Макферсон готовит музыкальное оформление, а сам Том стал ее бизнес-партнером.
Детская непосредственность
«Я не придумываю вещи на пустом месте, у каждой из них есть какая-то история, какая-то отсылка к прошлому», – рассказывает дизайнер. В поисках идей Молли изучает книги по архитектуре, просматривает архивные номера итальянского Vogue, альбомы документальной фотографии. Ее вдохновляют старые семейные снимки, платьица, которые им с сестрой шили мама и бабушка, детская одежка, приобретенная на уличных рынках в Ноттинг-Хилле.
Детство для Молли – неиссякаемый источник вдохновения. «Это время, когда тебя не интересует, как ты выглядишь. Ты можешь надеть мамины туфли, платье на несколько размеров больше и поверх него – свою любимую футболку. Помню, как носила детские платья своей сестры, которая на три года меня младше, и меня совсем не смущало, что они даже не прикрывали мой зад… Мне нравилось быть разной: в один день я была в красивом белом хлопковом платье, а в другой – в трениках, футболке и бейсболке, когда меня нередко принимали за мальчика. Мне кажется, соединение этих двух крайностей и дает толчок к творчеству».
Бунт принцесс
Ее стиль, для которого характерны яркие контрастные расцветки, объемные силуэты и гротеск, не вписывается в доминирующее нынче направление уличной моды, заданное Vetements и Balenciaga. Героини коллекций Molly Goddard – принцессы-бунтарки. «Если платье розового цвета и с оборками, его автоматически относят к стилю фэнтези. Но на самом деле это сильные, дерзкие и жизнерадостные образы. Розовый тоже может заявлять о силе духа и бунтарстве».
Надо признать, что с каждым новым сезоном принцессы Molly Goddard постепенно теряют налет своей инфантильности и становятся все более взрослыми. Это заметно, к примеру, по более структурированным силуэтам, появившимся в осенне-зимней коллекции 2017 года, и жестким жакетам в коллекции весна-лето – 2018. «Это естественные перемены. Меня не пугает необходимость меняться каждые шесть месяцев. Мне самой становится скучно делать одно и то же».
Из-за эффектного объема, контрастов и небанальных расцветок эти изделия обычно ассоциируют с вечерними нарядами. Между тем дизайнер предлагает носить их на каждый день. «Мне нравится идея несоответствия – вечером одеваться в повседневном стиле, а днем носить нарядные объемные платья. Мне вообще не хотелось бы, чтобы мои вещи люди воспринимали как готовый костюм – скорее, как вдохновение для создания своего уникального образа».
Кстати, именно поэтому платья Molly Goddard выпускаются без подкладки – клиенты сами должны решить, с чем и как их носить. Еще одно их важное преимущество – комфорт. «Мои платья могут быть с рюшами или оборками, но они не имеют застежек-молний, не стесняют свободу движений и их можно стирать в стиральной машине».
Создание подобных нарядов довольно трудоемко. Значительная часть работы по-прежнему выполняется вручную – просто потому, что все эти складки и драпировки невозможно сделать на швейной машинке. Но именно это и делает наряды Molly Goddard столь уникальными. «Важно то, как вещи созданы. В детстве мои бабушка и прабабушка шили для меня платья, вязали свитера, шапки… Эти их творения – лучший источник вдохновения! В них вложены не только мастерство, но и душа».
Талант и поклонники
Создавая коллекции, Молли думает о том, чтобы ее вещи подходили для женщин всех возрастов, а не только для двадцатилетних. Ее клиентка – это прежде всего яркая индивидуальность, женщина с хорошим чувством юмора, которая умеет себя подать.
Вот почему Molly Goddard выбирают действительно выдающиеся личности: исландская певица и музыкант Бьорк, королева поп-музыки Рианна, модель и актриса Агнесс Дейн, для которой Молли сшила свадебное платье, художница-авангардистка Синди Шерман. Среди поклонников марки есть и коллеги по цеху, в том числе дизайнер Comme des Garçons Рей Кавакубо. Говорят, знаменитая японка даже хотела прийти на бал Института костюма Met Gala – 2017 в платье Molly Goddard и не сделала этого только потому, что ее муж Эдриан Йоффе мягко намекнул, что, мол, вообще-то бал посвящен ей, Рей Кавакубо, и неплохо было бы прийти на него в платье своего дизайна. «Когда ты в платье от Молли, ты носишь не вещь, а ощущения. Ее наряды пронизаны женственностью и сексапильностью», – подчеркивает Агнесс Дейн.
Чего, по мнению дизайнера, не хватает модной индустрии? «Возможно, денег. Мне кажется, было бы здорово, если бы у всех было достаточно средств на создание эффектных, зрелищных модных шоу.
Мода – вещь легкомысленная, и стоит чаще напоминать об этом. В то же время именно ограниченность в средствах стимулирует творческое мышление, и мы всегда продуктивно работали при весьма скромном бюджете».
Например, в октябре 2016 года во время Парижской недели моды Molly Goddard устроила в арендованной через Airbnb квартире презентацию коллекции в стиле домашних посиделок, на которой гостей угощали курицей гриль с картошкой.
«Мы не можем тягаться с крупными брендами и закатывать вечеринки в модных ресторанах, поэтому придумываем что-то свое».