
Как пандемии меняли мир. Часть 1. Чума
Мы начинаем серию публикаций о том, как глобальные пандемии влияли на моду и меняли жизнь отдельных стран и целых континентов.

Символ нашего времени – маска для лица. На подиумах они появились уже давно, словно дизайнеры знали о пандемии заранее и спешили нас к ней подготовить. Но разве к такому подготовишься? Чума, как бы она ни называлась, всегда подкрадывается незаметно. Еще пару месяцев назад мы считали дизайнерские маски стильными аксессуарами и делали в них эффектные селфи. А сегодня они выглядят неуместно и вызывают раздражение. Нам бы простых, медицинских, да побольше…
У каждой эпидемии, с которой сталкивалось человечество, есть свое лицо. Чума – это доктор в маске с птичьим клювом. Туберкулез – исхудавшая бледнокожая Виолетта, героиня оперы «Травиата» по роману Дюма «Дама с камелиями». Сифилис… хм… он вызывает в памяти страшные портреты людей с отвалившимися носами. А у СПИДа лицо… да много у него лиц, выбирайте любое – Фреди Меркьюри, Рудольф Нуреев, Франко Москино. А может быть, Джанни Версаче? Он, как теперь выясняется, тоже был вирусоносителем, может быть, поэтому так и спешил жить на всю катушку…
С чем у последующих поколений будет ассоциироваться нынешняя эпидемия? Неужели с запасами гречки и туалетной бумаги? Или все-таки с новой общностью людей, объединенных перед лицом угрозы планетарного масштаба? Надеюсь, что второе. И, может быть, тогда маска из символа отчуждения и страха превратится в знак любви, уважения и терпимости.
ЧУМА
Европа пережила не одну эпидемию чумы, вспышки этого заболевания продолжались вплоть до XVIII века. Самой опустошительной стала эпидемия 1347–1352 гг., когда вирус был занесен в Европу вместе с войском хана Золотой Орды Джанибека. Болезнь, получившая название «черной смерти», унесла, по разным данным, от 30 до 60 процентов населения Европы и оказала сильнейшее влияние на всю дальнейшую историю.

Резкое сокращение сельских жителей привело к развитию городов и стало катализатором промышленной революции. Наступило разочарование в церкви, получили распространение всевозможные суеверия и массовые психозы.

Беспомощность людей перед болезнью, понимание того, что завтрашний день может и не наступить, заставила их жить на полную катушку, воспринимать жизнь как праздник – это открыло дорогу к эпохе Ренессанса.

Главной ценностью стал сам человек, его природа. Сексуальность перестала восприниматься, как нечто постыдное, одежда приобрела откровенный эротизм. В женском костюме стали акцентироваться талия и грудь. Мужчины начали демонстрировать свое достоинство при помощи увеличенного гульфика – детали, которая сегодня нам кажется почти порнографической.

Размывались границы между классами, появились нувориши с их показным потреблением. Чтобы сохранить привилегии высших классов, государство впервые стало регламентировать моду – были приняты «Законы о роскоши», запрещавшие низшим классам носить определенные ткани и фасоны.
(Продолжение следует)