Фарфоровая икона и складная бутылка. 10 жемчужин латвийского дизайна
В прошлом году рижский Музей декоративного искусства и дизайна отпраздновал свое 30-летие. Представляем вам десять произведений с необычной историей из его богатейшей коллекции.
1. Александра Бельцова. Фарфоровая тарелка с изображением Богоматери, 1924–1928
2. Роман Сута. Фарфоровая тарелка, 1925
О художниках Романе Суте и Александре Бельцовой всегда говорят как о паре. Супруги, единомышленники, часто соавторы, они были настоящим творческим тандемом и оказали друг на друга огромное влияние. В 1924 году вместе с графиком Сигизмундом Видбергом они основали мастерскую по росписи фарфора Baltars, где выпускались совершенно уникальные изделия, высоко оцененные и за рубежом (в 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже фарфор Baltars завоевал две золотые и одну бронзовую медали, несколько работ были приобретены для коллекции музея фарфора во французском Севре). Оба художника увлекались кубизмом и конструктивизмом, но у каждого из них были и свои индивидуальные предпочтения. Александра часто обращалась к теме русского фольклора и православной иконографии, а Роман вдохновлялся латышскими народными сюжетами, смело смешивая их с древнегреческими и персидскими мотивами.
3. Сигизмунд Видберг. Эскизы рисунков для галстуков, 1950-е годы
Для массовой публики Сигизмунд Видберг – главный эротоман латвийского искусства. После выхода его знаменитого цикла «Эротика» (1926) и иллюстраций к «Камасутре» (1931) это звание приклеилось к нему на всю жизнь. Между тем Видберг занимался и «серьезной» книжной графикой (например, иллюстрировал «Манон Леско» и «Одиссею»), делал декорации и костюмы для балетных спектаклей, расписывал алтарные окна Аглонской базилики. В 1944 году художник эмигрировал из Латвии и осел в США, где вынужден был зарабатывать, в частности, рисунками на ткани – он создавал эскизы для галстуков и мужских пижам и сам ходил по производителям, предлагая свой товар. Эти эскизы в рижский музей передала невестка художника Анна Видберг.
4. Марта Зариня-Гелзе. Дизайн часов Swatch «Крик победы», 2012
Судьба талантливого латвийского дизайнера Марты Зарини-Гелзе оказалась, увы, драматичной (девушка трагически ушла из жизни в 26 лет). Однако сделать Марта успела довольно много. Она с азартом участвовала в различных дизайнерских конкурсах и не раз в них побеждала. В 2012 году на престижном конкурсе Artrules Swatch Design, организуемом швейцарской часовой фирмой Swatch, Марта опередила 1 300 соперников из 90 стран мира и победила с дизайном часов под названием «Крик победы». Ее идея была простой, но гениальной: ликующий возглас победившего спортсмена был превращен в изображение звуковой волны. Впоследствии этот рисунок украсил коллекцию часов Swatch, выпущенных ко всемирному чемпионату по сноуборду. В коллекцию музея эти часы передали родители Марты, известные художники Вия Зариня и Каспарс Зариньш.
5. Юлийс Мадерниекс. Гобелен «Стабурагс», 1924
Вот уже более 50 лет легендарный утес Стабурагс, ставший одним из главных культурных символов Латвии, скрывается под толщей воды в водохранилище Плявиньской ГЭС. А художник Юлийс Мадерниекс видел его воочию и впоследствии запечатлел на гобелене. Один из отцов «национального романтизма», Мадерниекс был известен прежде всего своими орнаментами. Благодаря ему латышские национальные узоры стали использоваться в книжной графике и мебели, на тканях и коврах. Гобелен «Стабурагс» для Мадерниекса нетипичен – здесь мы видим не орнамент, а вполне реалистичный пейзаж. История попадания этого экспоната в музей совершенно невероятна: в 1989 году, когда музей только открывался, гобелен принесла сюда в подарок некая дама, пожелавшая остаться анонимной. Установить имя дарительницы так и не удалось.
6. Бруно Бирманис. Наряд «Королева Елизавета» из коллекции «13 женщин на которых я (еще) не женился», 2011
Что необычного в этом наряде? Пышное белое платье, которое издалека кажется шелковым, на самом деле изготовлено из 1 100 целлофановых пакетиков из обычного супермаркета. Другого и не стоило ожидать от Бруно Бирманиса – дизайнера, которого уж точно не назовешь банальным. В историю этот человек вошел как основатель Ассамблеи неукрощенной моды (1990-1999) – самого радикального модного шоу на всем постсоветском пространстве, куда в качестве гостей приезжали Пако Раббан, Эндрю Логан и Зандра Роудз, а в качестве участников – Андрей Бартенев, Юозас Статкявичюс и даже Александр Маккуин (в то время студент лондонского колледжа Сен-Мартин). Коллекция с интригующим названием «13 женщин, на которых я (еще) не женился», показанная Бирманисом в октябре 2011 года, стала своего рода посвящением Ассамблее. «Почти все, что я создавал, разошлось по коллекциям или кануло в небытие, – сказал тогда дизайнер. – То, что осталось, я решил передать в дар музею. Считаю, что наши дети должны знать историю нашей моды, а я – ее скромная часть».
7. Карлис Бренценс. Витраж «Петух в снегу», 1904
Эта работа у музея – одна из самых популярных. И понятно почему: яркая, выразительная, в характерном для начала XX века югендстиле, она моментально привлекает внимание. К тому же на ней изображен один из символов Риги – петух. Причем нестандартный. Обычно петуха изображают на фоне летнего пейзажа, а здесь он занесен снегом. Этот петушок, кстати, пользовался невероятной популярностью и во Франции, куда Карлис Бренценс отправился на стажировку, едва защитив диплом в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Впоследствии Бренценс стал витражистом Латвии номер один, делая как самостоятельные арт-работы, так и выполняя заказы состоятельных клиентов (в частности, супругов Беньямин).
8. Петерис Сидарс. Гобелен «Весна в Алсунге», 1983
Один из самых титулованных современных латвийских художников по текстилю Петерис Сидарс делает вещи, которые меньше всего похожи на традиционные гобелены. Это настоящие скульптуры, инсталляции и объекты из самых необычных материалов – бумаги, торфа, пластмассы, силикона, кабельных проводов... Так что этот гобелен, относящийся к раннему периоду творчества Сидарса, можно назвать для него нетипичным. Хотя тут тоже есть своя изюминка – в гобелене использована часть национального костюма суйтов (жителей Алсунги).
9. Алена Бауска. Юбка «Витраж» из коллекции Timeless, 2014
Алена Бауска ворвалась в латвийскую моду стремительно и дерзко. Ее хулиганская одежда с забавными принтами и ироничными надписями «ЯRADA», «Чотко. Район», «Люби боль», «Открой свой скрытый потанцевал» моментально стала культовой у молодежи, предпочитающей все яркое, нестандартное и немного «ку-ку» – как, собственно, и звучит название ее бренда QooQoo. В 2014 году Алена сделала совместную коллекцию с Музеем декоративного искусства и дизайна под названием Timeless. Ее цель была показать, как исторический дизайн может вписаться в современную моду. Так, принт одного из платьев повторял знаменитые фарфоровые тарелки Baltars мастерской Романа Суты и Александры Бельцовой, а узор традиционного лиелвардского пояса красовался на легинсах. Юбка с мотивами витражей Екаба Шкерстена (1890 – 1940) впоследствии приняла участие в модной выставке в Кельнском художественном музее, соседствуя с творениями Ива Сен-Лорана и Вивьен Вествуд.
10. Юрис Меднис. Двухкомпонентная бутылка, 1983
В 80-е годы во всем мире стал популярным дизайн пластиковых бутылок. Существенный вклад в это направление внес американский дизайнер латышского происхождения Юрис Меднис (род. в 1937-м году в Латвии). Интересно, что в мир дизайна он пришел из банковской сферы. Выпускник Колумбийского университета, он успешно работал в крупных американских банках и даже был президентом одного из них, а потом круто поменял сферу деятельности. Его изобретения в области дизайна упаковки весьма остроумны и практичны. “Двойная” бутылка – это модульная контейнерная система, которая позволяет существенно (на 90%) экономить пространство при транспортировке жидкостей. Эта бутылка получила множество престижных дизайнерских наград и была включена в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA).