«Беги, Олег, беги!»: на экраны выходит фильм о русском парне из Латвии, который попал в рабство в Бельгии
4 октября состоится премьера фильма Юриса Курсиетиса «Олег» – без всяких сомнений, лучшего латвийского фильма года.
В этому моменту у картины уже сложилась вполне удачная фестивальная судьба и, судя по всему, ей предстоит получить еще не одну награду. В мае «Олег» был с большим успехом (овации публики, отличные рецензии в прессе) показан в программе Director’s Fortnight на Каннском кинофестивале. Затем получил Гран-при на Брюссельском международном кинофестивале и еще одну престижную награду на фестивале на Мальте. И, наконец, он вошел в шорт-лист Европейской киноакадемии, и, по мнению многих специалистов, имеет хорошие шансы на получение европейского Оскара.
Режиссер ленты – 36-летний Юрис Курсиетис, чья предыдущая лента «Модрис» также стала для латвийского кино большим событием. Похоже, что снимать фильмы о маргиналах и называть их по именам главных героев стало для Юриса традицией.
Фильм «Олег» – копродукция Латвии, Литвы и Бельгии. Главную роль в картине играет актер Русского драматического театра Литвы Валентин Новопольский. В роли его мучителя, бандита Анджея – польская звезда Давид Огродник («Ида»). Небольшую, но очень важную в фильме роль сыграла Гуна Зариня, а в одном из эпизодов заняты чуть ли не все ведущие актеры Нового рижского театра.
Фильм необычен тем, что в нем звучат сразу несколько языков – русский, латышский, польский, английский, французский. Некоторые реплики даже не переводятся, и это сделано намеренно. Режиссер не пытается облегчить зрителю процесс просмотра и погружает его в аутентичную атмосферу современной Европы – этакого Вавилона. Постоянно движушаяся живая камера и динамичный ритм еще больше усиливают правдоподобие происходящего. Ты стопроцентно веришь всему, что происходит на экране.
Сюжет фильма прост и одновременно сложен. Главный герой Олег, русский из Латвии с паспортом негражданина, приезжает в Бельгию подзаработать. По профессии он мясник, и поначалу ему удается устроиться на работу на мясокомбинат. Но потом, из-за конфликта с другим гастарбайтером, он своего места лишается. Тут на горизонте появляется спаситель, обаятельный поляк по имени Анджей, который обещает все – работу, деньги, комфортное жилье... Ничего этого Олег, разумеется, не получает, а попадает к поляку в настоящее рабство.
То, что главный герой станет безвинной жертвой, становится ясно уже в самом начале фильма, когда звучит монолог об агнце божьем. Периодически действие фильма перемежается красивыми метафоричными сценами, которые должны объяснить даже самому тупому зрителю суть происходящего: Олег – безвинная жертва, его страдания должны искупить людские грехи. Такие библейские намеки. На мой взгляд, они совершенно лишние, потому что фильм цепляет и без них. В финальной сцене герой проходит обряд крещения, но легче на душе у зрителя от этого не становится. Может, конечно, Олег и обретет веру и это его спасет, а может, станет каким-нибудь религиозным фанатиком, сектантом...
Смотреть этот фильм нелегко – не из-за обильного мата и сцен насилия, а потому, что ты не можешь не сочувствовать главному герою. Степень достоверности его образа просто фантастическая! И когда Олег в очередной раз подвергается издевательствам (неважно, физическим или моральным), ты испытываешь прямо-таки бурю чувств – от бессилия до ярости. Так и хочется ему крикнуть: «Беги, Олег, беги! Ну рискни хотя бы раз в жизни, вырвись из этого плена, перестань быть рабом!» Но ничего не происходит.
Фильмов о том, как маленький человек, которого загнали в угол, берет в руки огнемет и расправляется со своими обидчиками, снято уже вагон и маленькая тележка. «Олег» – возможно, первый фильм о том, как маленький человек НЕ бунтует. Он просто не в состоянии это сделать, потому что не все могут выдавить из себя раба, не всем дано быть героями. И это очень грустно, но очень честно.
Безусловно, в Латвии публика будет обращать особое внимание и на то, что Олег – негражданин. Кто-то на этом захочет спекулировать: вот, мол, какая участь ждет второсортных жителей Латвии. Но на самом деле, для сюжета фильма эта деталь не столь важна. На месте Олега мог оказаться кто угодно. Дело не в его паспорте, а в его натуре. Он слишком добрый, слишком хороший и слишком слабый. Барашек на заклание.