Они страдают: доказанно, что растения тоже чувствуют боль и страх
Если бы мы не ели растения, то это была бы просто новость. Но для большинства людей это грустная весть. Если до сих пор за убийство живого существа обвинялись (или испытывали чувство вины) лишь мясоеды, то теперь эта участь настигла и вегетарианцев.
Смена статуса вегетарианцев
Вегетарианцы потеряли один из самых значимых аргументов своего образа жизни – бережное отношение к живым существам. Это сродни проигранной войне против мясоедов. Что-то похожее на моральную дуэль уже происходит – об этом свидетельствует избитая фраза, что вегетарианцы «больше любят» животных, поэтому и не едят их. Но и мясоеды не остаются в долгу, придумав афоризм: если вегетарианцы не едят тех, кого любят, значит, они ненавидят растения! Поедатели растений называют мясоедов убийцами, на что мясоеды напоминают, что величайший убийца на земле – Адольф Гитлер – был вегетарианцем… и неизвестно, сколько бы еще продолжалась эта «битва», если бы ученые не открыли, что в пищевой цепочке нет «плохих» и «хороших», нет невиновных – все причиняют боль друг другу (как овечка, жующая травку, так и волк, поедающий овечку). Хотя вегетарианцы оппонируют с помощью фактов, что растения не могут реагировать на боль, потому что у них нет центральной нервной системы и рецепторов бензодиазепина (окончаний нервных волокон, которые реагируют на обезболивающие средства). Но это упрямство уже не имеет значения, потому что после данного открытия трава уже никогда не будет просто травой.
О боли растений известно давно
Что мы знаем о боли? О боли у людей и млекопитающих – много. А вот о чувстве дискомфорта у других форм жизни – мало. Это странно, потому что первое научное обоснование того, что растения чувствуют боль, появилось еще лет сто назад – его предоставил в то время еще не известный, а позже знаменитый бенгальский физик, биолог и физиолог растений Джагадиш Чандра Бозе. Он открыл, что у растения, если принять ему боль (например, отрывая лист), по всему «телу» распространяются электрические импульсы, которые создают изменения в клетках и тканях. Чем основательнее травма растения, тем сильнее и быстрее импульсы, потому что тем больше они образуют химические изменения в клетках, на которые растение реагирует даже физически (например, сжимая лепестки). Эта цепная реакция доказывает, что растения чувствуют нечто похожее на боль и что их тело – чувствительно.
Открытие Бозе для того времени было преждевременным и в научных кругах его проигнорировали, но в наши дни оно нашло много соратников.
Растения зовут и спешат на помощь
Представьте запах только что скошенной травы. Он такой свежий и приятный! На самом деле это цепочка из молекул, которые трава в страхе «смерти» передает окружающим растениям как сигнал об «убийце» (газонокосилке). Похожие пары выделяются при сигнале о насекомых, грызущих листья, или травоядных. Это одновременно и сигнал SOS для «своих», чтобы те пришли на помощь, и предупреждение, чтобы другие защищались.
Как могут защищаться растения? От газонокосилки – никак, а от насекомых – теми же испарениями (газом). Ученые Государственного университета Миссури выяснили, что в момент, когда гусеница начинает грызть лист, то от растения начинает исходить странный запах, который «портит аппетит» гусенице. Но как растения могут помогать друг другу? Тоже запахом! Например, цветы отвлекают внимание насекомых от «жертвы», усиливая свой аромат и таким образом переманивая насекомое к себе. И тогда включают защитный механизм – отпугивающий газ.
Несмотря на то что у представителей мира растений нет мозга, многие ученые почти уверены, что они обладают своеобразным сознанием, к тому же – коллективным. Связь со «своими» происходит как по воздуху (через ароматы), так и под землей – посредством корней. В одном эксперименте в ствол дерева ввели радиоактивный изотоп водорода и уже через несколько дней констатировали его под землей в диаметре 30 метров – дерево передало его деревьям через корни. С помощью корней они способны передавать и питательные вещества, особенно молодым и слабым саженцам. Еще растения могут оценить окружающую среду и, если она неблагоприятна, менять траекторию корней в более благоприятную сторону. Из этого можно сделать вывод, что у растений есть не только разум, но и эмпатия…
Растения кричат и плачут
Говоря о боли, по мнению ученых Университета физики в Бонне, у растений существует не только эквивалент человеческих слез – этиленовый газ, который выделяется, когда, например, растение ломают, и возникает похожая на человеческую «вокальная» реакция. Недавно с помощью лазерных микрофонов исследователи уловили звуковые волны в моменты, когда растение портили или срезали. Колебания звуковых волн возникали при выделении газа из тканей растений. Конечно, человеческому уху они не слышны, но аппаратура показала, что из огурца, срываемого с грядки, исходит звук, похожий на крик человека, а цветы, у которых отламывали листья, «взвизгивали». Чем большему стрессу подвергались растения, тем больше они «плакали» и «кричали». Значит ли это, что растения еще и слышат?
Ученые из института Колумбийского университета почти уверены, что у растений есть слух, причем очень чувствительный, потому что в экспериментах они реагировали на такие сверхтихие звуки, как ползание гусеницы.
И в отчетах исследований Бозе упомянуто, что растения реагируют на шум, а также чувствуют флюиды человека. В более поздних экспериментах выяснено, что растения могут даже помнить людей! Химическая структура растений меняется в зависимости от того, приближается к ним доброжелательный человек, который за ними будет ухаживать, или тот, который когда-нибудь сорвет, срежет или сломает.
Возвращаясь к боли, несколько лет назад в тканях растений обнаружен гормон, похожий на простагландин – вещество, отвечающее за болевые рефлексы у человека и животных. И многие растения, когда заболевают или их травмируют, начинают усиленно выделять салициловую кислоту, в составе которой есть аспирин (как известно, он утоляет боль, или химически нейтрализует простагландин). Этот факт почти стопроцентно доказывает, что организм растений не только чувствует боль, но и борется с ней.
Но поменяет ли это открытие что-то в жизни людей? Вряд ли. У нас деформированное понимание того, что мы едим: образ розового поросенка в момент поедания карбонада не посещает нас по пути к тарелке. Мы едим то, что видим. Это же относится и к растениям – редко кто, поедая салат, думает о том, что огурчик кричал…