Мастера художественного скандала
Одна из самых скандальных латвийских пар, Лига (54) и Каспарс (54) Димитерсы, часто свое странное поведение называют красивым словом «перформанс». Они активно воюют против геев, превращают Латвию в королевство и отказываются от латвийского гражданства.
Димитере — гуру перформансов
Лигу Димитере (54) называют «религиозным фанатиком», «дурной бабой» и «ненормальной». Однако ее муж, поэт и композитор Каспарс Димитерс (54), приходящийся сыном знаменитой Вии Артмане, говорит, что ее поведение носит «характер перформанса».
Лига умеет шокировать своей прямотой. Она может спокойно вцепиться кому-то в волосы, а если нужно — лечь на асфальт посередине улицы. Как-то Димитере послала президенту Латвии письмо, где сказала, что он король и посоветовала «списать» все долги государства. Такое радикальное поведение свойственно не только ей, но и ее мужу Каспарсу. Создается такое впечатление, что оба супруга как будто соревнуются друг с другом в эпатажности.
Каспарс широкой публике был известен уже давно, а Лига первый раз обратила на себя внимание в 2005 году, на первом в Латвии гей-параде. Тогда многие не имели понятия, кто эта женщина с крестом, которая сильно отличалась от остальных протестующих. То, что она жена Каспарса Димитерса, выяснилось позже, но наутро она проснулась знаменитой.
Лига приковала к себе внимание и на гей-параде 2007 года, когда вцепилась в волосы какой-то лесбиянке, которая целовалась на Ратушной площади со своей подругой. Позже девушки рассказывали, что они спокойно гуляли по площади и даже не знали, что происходит какая-то акция протеста. «Перед нами появились люди, которые очень агрессивно вели себя. Подошла женщина и начала драться. Хорошо, что полицейские были рядом и оттащили ее», — пострадавшая не была в претензиях, а вот Лига пыталась уговорить полицейского составить протокол на свою оппонентку из-за того, что она лесбиянка.
В мае 2009 года Димитере устроила очередную акцию против гей-парада, где предложила спасать свою душу от содомитов и назначила встречу у кафедрального собора в Риге всем матерям, которые должны были повязать голову белым платком. Когда Димитере явилась на мероприятие, ее вид удивил даже знакомых. Она была с босыми ногами, а на ее животе красовался большой золотой крест. Шла Лига задом наперед — лицом к участникам «прайда». Затем она легла перед гей-активистами на асфальт и держала на груди крест и белые розы. Журналисты вовсю фотографировали и снимали, Лига снова была в фокусе всех массмедиа.
После этой выходки у представителей секс-меньшинств были разные мнения. Одни были злы, что женщина пришла незванная на чужое мероприятие, а другие иронизировали, что Димитере была их предводительницей.
Акции против секс-меньшинств не единственные публичные выходки Лиги. Так, в конце 2006 года она выступила против рекламы торгового центра Domina, в которой были изображены три красавицы, одетые в католические, лютеранские и православные одежды. Женщина действовала решительно: «Я взяла банку с краской и зарисовала ту часть рекламы, в которой фигурировала православная церковь. Думаю, католикам и лютеранам нужно найти свои методы протеста». После порчи рекламы она сама пришла с повинной в Департамент городского развития, чтобы не нужно было искать преступника.
А летом 2011 года Димитере заявила, что латвийскому правительству на время нужно вычеркнуть Лиго из календаря праздников. «Янов день — не вечер сумасшествий! Алкоголь и пьяная езда — это грехи, которые перенимают люди, не живущие во Христе», — пояснила Лига.
Совсем недавно она публично предлагала президенту Андрису Берзиньшу освободить от долгов всех взявших кредиты. И даже учредить «день прощения всех долгов». «Президент, освободи народ от ярма долгов, и ты станешь большим королем маленького латвийского королевства Андрисом Первым. Только тогда жизнь может начаться снова», — писала Лига.
Оценивая выходки своей жены, Каспарс говорит так: «Как пишут все мировые медиа, которые говорят о «Балтийском прайде» 2009 года, православный крест с большим перевесом переконкурировал многоцветный флаг сообщества геев и лесбиянок. Это акция стала самым значительным латвийским уличным перформансом».
Каспарс даже провел параллели со скандально известным российским художником украинского происхождения Олегом Куликом, который знаменит множеством совершенно сумасшедших акций. «Почему моя жена ничтожество, а Кулик — гениальный художник-перформатор?» — задается вопросом он.
Сам же поэт за последнее время тоже прославился своим неоднозначным поведением. Своеобразное творчество, публичная мойка белья, конфликты с друзьями и громкие скандалы, которые связаны с квартирами его мамы Вии Артмане, а также с собственной недвижимостью и долгами. И, конечно, ярая борьба против геев. Кажется, если бы не было гомосексуалистов, их нужно было выдумать, чтобы обоим Димитерсам было что делать.
Как-то Димитерс призвал основать в Риге православный приход, который бы не подчинялся митрополиту Латвии Александру, а относился бы к московскому патриархату. По мнению поэта, в Латвии православной церковью руководят в алкогольном угаре, здесь царит культ митрополита и содомиты.
Также он удивил общество своим желанием стать негражданином. «Я поэт — говорю, думаю, пишу и пою по-латышски, поэтому гражданином никакой другой страны не хочу становиться, — заявил Каспарс. — Не хочу присоединиться к 300 тысячам граждан Латвии, которые покинули эту землю. Во время царящего режима выбрал быть в этом ненастоящем государстве настоящим негражданином».
Семейные проблемы
Как-то в Интернете Каспарс начал общаться с сестрой жены своего сводного брата Юриса Димитерса Иветой (32) и увлекся ею. Переживая страсть, Каспарс по вечерам пил «Мартини». А когда позже были организованы посиделки у брата, на них пришла и Ивета. В разгар веселья нагрянула Лига Димитере. Она стучалась, но в дом ее не пустили. Тогда Лига выбила оконное стекло, а испугавшаяся Ивета спряталась в туалете. Каспарс после этого написал: «Лига серьезно испугала мою виртуальную партнершу». Позже он назвал произошедшее динамическим перформансом своей жены.
Последние годы были черными для финансов Димитерсов. Когда в 2006 году уровень жизни стремительно рос, они купили 64 гектара земли со стоявшей на ней бывшей школой и взяли в банке кредит на 85 тысяч латов. Тогда они жили рядом с этим местом на хорошо обустроенном хуторе Уплейяс, который был в их собственности.
Каспарс позже рассказывал, что хотел устроить в здании христианскую школу, но финансовый кризис поставил точку в этой затее. Фактически, если бы Димитерсы не купили соседнюю землю, могли бы спокойно продолжить жить в Уплейяс — в двухэтажном кирпичном доме с большой кухней, двумя каминами и подвальным этажом с баней. Сейчас он потерян.
Уже какое-то время семья Димитеров, Каспарс, Лига и сын Стефанс (17), ютится в полуподвальном помещении в Риге — аккуратно отремонтированной комнатке с оранжевыми стенами. В одном углу находится спальня, посередине — гостевая комната, у алтаря — церковь, у окна — кабинет Каспарса с компьютером.
Олег Кулик (50), упомянутый Каспарсом Димитерсом, — известнейший представитель современного искусства в России. Сейчас его работы выставлены в самых известных мировых музеях современного искусства, а сам он постоянно принимает участие в престижнейшем Венецианском биеннале.
Но прославился Кулик благодаря скандалам. Почти каждая выставка, организованная им в начале карьеры, становилась «информационным поводом»: то картины размещались не на стенах, а в дрожащих от напряжения руках солдат-статистов, то поросенка прилюдно зарезали, то женщину приглашали публично рожать. Следующим этапом его карьеры стали игры в зоофилию, и в конце концов Олег стал «человеком-собакой».
В этом образе его узнали и приняли уже не только в России, но и на Западе. Во время международной выставки Interpol в Стокгольме «человек-собака» Кулик, голым посаженный на цепь согласно его собственному художественному замыслу, до крови укусил неосторожного арт-критика, приблизившегося к нему на опасное расстояние. А как-то на перформансе в Нью-Йорке Кулик две недели сидел голым в клетке.
Правда сейчас Олег, ставший мэтром, предпочитает открещиваться от некоторых подвигов прошлого. «С тех пор как я придумал эту провокацию, прошло много лет. А меня все только и знают как «человека-собаку». С моей легкой руки уже собак людьми называют, ведь у всех есть душа. Но это уже не имеет ко мне никакого отношения, называйте меня... человек-апельсин», — недавно изрек он.
Однако скандалы продолжают преследовать Кулика. Так 2008 году парижская полиция арестовала 30 работ Олега, объявив их вне закона. Они были арестованы на том основании, что они «распространяют сообщения, содержащие насильственный и порнографический характер». Эпопея с их вызволением длилась достаточно долго. Впрочем, французской полиции было от чего прийти в негодование — некоторые работы шокировали своей откровенностью.
Самые «отъявленные художники» России — эта арт-группа «Война». Их выходки больше похожи на откровенное хулиганство, ведь не зря художники не раз привлекались к административной ответственности за свои действия. Впрочем, им грозили и реальные сроки — несколько членов «Войны» провели в российском СИЗО пару месяцев, а один до сих пор находится в федеральном розыске. Для помощи коллегам и оплаты труда юристов деньги собирали даже знаменитые западные художники, не пожалевшие тысяч долларов.
В состав «организации» входят несколько десятков человек, а создана она была при поддержке все того же Олега Кулика. В отдельности их имена ничего не скажут простому человеку, однако название арт-группы уже известно далеко за пределами России. Люди, входящие в эту группу, постоянно подчеркивают особый образ жизни, в частности, максимальный отказ от денег, с чем связывается практика воровства продуктов в магазинах и агрессивное сквотирование — проживание в незаселенных квартирах новостроек.
Первое выступление группы состоялось в феврале 2007 года — перформанс «Отморозки» в одном из московских центров современного искусства. В ходе «спектакля» трое участников «Войны» были загипсованы так, что образовали единую скульптурную группу, которую затем пустили кататься по брикетам пломбира.
А в феврале 2008 года, за несколько дней до президентских выборов, на которых победу одержал Дмитрий Медведев, «Война» провела одну из самых известных акций — групповую секс-оргию в Биологическом музее в Москве на фоне лозунга «Е***ись за наследника Медвежонка».
Свою самую знаменитую акцию они провели в Санкт-Петербурге. В знак протеста против повышенных мер безопасности в преддверии Международного экономического форума активисты нарисовали на Литейном мосту огромный фаллос размером 65 метров в длину и 27 метров в ширину. После того как мост был разведен, поднятое изображение фаллоса оказалось перед окнами управления ФСБ.
Акция стала широко известной благодаря распространению информации о ней в блогах: сообщение на протяжении нескольких дней удерживало первое место в основных рейтингах. За эту акцию, названную «Х** в плену у ФСБ», арт-группа получила российскую премию «Инновация» за лучшее произведение визуального искусства 2010 года.
Спенсер Туник (43) — американский художник, прославившийся фотографиями десятков, сотен и тысяч обнаженных людей, собранных в самых необычных для этого местах. Своими провокационными фотосессиями он занимается аж с 1992 года.
Вначале в его распоряжении был один или несколько человек, однако постепенно число позировавших увеличивалось. Добровольцы собирались в заранее условленном месте на рассвете, преимущественно в воскресенье, когда на улицах нет пешеходов и даже большинство полицейских спят. Но, несмотря на это, фотографа и его моделей пять раз арестовывали, скандал следовал за скандалом. Но Туник гнул свою линию, даже обратился за помощью к юристам и потихоньку «легализовал» свою деятельность.
Сейчас Туник оперирует огромными количествами людей. Так, он снял 4500 обнаженных в Мельбурне, 4000 в Чили, 2500 в Монреале. А в Мехико поставил свой собственный рекорд и запечатлел 18 000 обнаженных натурщиков. «Какое событие для мексиканского искусства. Думаю, что вся Америка сейчас смотрит на Мексику, удивляясь тому, насколько свободна эта страна, где на обнаженное человеческое тело смотрят, как на произведение искусства. Никакой порнографии и криминала, только счастье и внимание!» — восхищался своей затеей фотограф.
Недавно Спенсер выступил в качества защитника окружающей среды и устроил массовую фотосессию на берегу Мертвого моря, назвав ее «1000 героев». Дело в том, что за последние годы море отступило на десятки метров от берега. По замыслу художника съемки должны были помочь Мертвому морю попасть в список новых семи чудес, что позволит найти средства и спасти его от обмеления. Как не сложно догадаться из названия, на этот раз Туник раздел одну тысячу людей, а их героизм заключался в том, чтобы выйти под прицел камер голыми.