Имантский хакер: «Я никогда в жизни не встречусь со своими родными!»
Дениса Чаловского, которого обвиняют в киберпреступлениях, брали в его квартире в Иманте с помощью спецназа, как самого опасного рецидивиста. Сейчас США требует выдачи молодого человека, который в этой стране может получить невероятно большой срок. Он уже написал открытое письмо к латвийскому обществу, в котором просит заступиться за него
Стиль жизни
1 апреля 2013 г., 10:19

Имантский хакер: «Я никогда в жизни не встречусь со своими родными!»

Otkrito.lv

История Дениса Чаловского (27), которого в США обвиняют в киберпреступлениях, поразила всю Латвию. Власти Америки требуют выдачи компьютерщика, и, если это произойдет, молодой человек может сесть на срок в 67 лет и больше никогда не увидит своих родителей.

Хакера брал спецназ

Самый громкий кибер-скандал за всю историю латвийского государства начался 4 декабря минувшего года, когда бывшего студента РТУ, подрабатывающего починкой компьютеров и проживающего в квартире вместе со своими родителями-пенсионерами, задержал спецназ. Чтобы застигнуть Чаловского врасплох, представители спецслужб спустились по тросам с крыши его многоквартирного дома в Иманте и вломились в окно. По словам Дениса, он был в шоке, когда неизвестные люди разбили снаружи окно и бросили в комнату предмет, напоминавший гранату. В результате было сожжено постельное белье, сломан стол, испорчена сигнализация. После того как операция была закончена, в квартиру поднялись американцы в штатском. Все это время они ждали снаружи в машине с дипломатическими номерами. Затем последовал тщательный обыск и изъятие как компьютера самого Чаловского, так и компьютера его родителей.

Инцидент с Денисом сразу вышел за рамки простого криминального дела и приобрел международный масштаб, касаясь многих этических и юридических вопросов.

Главарь хакеров — сын Владимира Кузьмина

Чем же конкретно провинился Чаловский перед американскими властями? Согласно публикациям в прессе, его, а также румына Михая Йонуту Паунеску (28) и россиянина Никиту Кузьмина (25), который считается главарем преступной группы, обвиняют в США в сговоре с целью совершения мошенничества и взлома чужих компьютеров. Кстати, основной фигурант это дела Никита Кузьмин приходится приемным сыном знаменитому музыканту Владимиру Кузьмину.

По оценке Манхэттенской федеральной прокуратуры, общий ущерб от их действий составил около 50 миллионов долларов. Обвинение настаивает на том, что троица создала и распространяла компьютерный вирус Gozi. По данным прокуратуры, вирусом были инфицированы более миллиона компьютеров в целом ряде стран, в том числе 40 тысяч в США, включая 190 машин американского аэрокосмического агентства NASA.

Вирус проникал в компьютеры пользователей разными способами, в том числе через документы формата «pdf». Попав в компьютер, он «собирал» банковскую информацию, в том числе пароли, и отсылал ее на специальный сервер. Используя эту информацию, можно было переводить деньги со счетов пользователей на свои счета. Представители Манхэттенской федеральной прокуратуры назвали Gozi «одним из самых разрушительных компьютерных вирусов в истории».

Проживавший в России Никита Кузьмин начал трудиться над созданием этого компьютерного вируса в 2005 году. Через несколько месяцев написание кода было завершено. Чаловский, являющийся экспертом в области программирования, якобы занимался модификацией вируса, а Паунеску — его распространением. По данным СМИ, с 2009 года Кузьмин с сообщниками начал продавать программу другим хакерам по цене 50 тысяч долларов плюс комиссия от будущих доходов.

Теперь молодым людям грозят огромные тюремные сроки: к примеру Кузьмин может сесть на 97,2 лет, Йонуту Паунеску — на 60 лет, а латвийцу Чаловскому грозит 67 лет. Хотя по документам, которыми располагает его адвокат Илона Булгакова, максимальный срок, который он может получить, и того больше — 82 года.

Задержаны все трое. Кузьмина взяли первым, когда он по своим делам прилетел в Сан-Франциско после отдыха в Бангкоке. Как сообщается, испугавшись огромного срока, он пошел на сделку со следствием и выдал остальных своих подельников. Судя по всему, именно по его наводке была проведена операция по задержанию латвийца. И теперь Чаловский ждет своей участи, а точнее — окончательного решения о выдаче США. Паунеску задержали чуть позже, он также содержится под стражей в родной Румынии.

Все будет решать Кабинет министров

Латвийская Фемида действовала быстро, и уже 31 января Верховный суд Латвии постановил, что выдача обвиняемого в киберпреступлениях Чаловского США допустима, но окончательное решение об этом должен принять Кабинет министров, который думает до сих пор.

Адвокат Илона Булгакова выступает категорически против выдачи Чаловского американским властям. «Последнее слово в рамках латвийского законодательства по вопросу экстрадиции Чаловского в США — за Кабинетом министров, — сказала адвокат «О!». — Надеюсь, что это слово будет во имя справедливости и на благо суверенитета Латвии, что в данном случае совпадает с интересами защиты прав Чаловского, то есть — это решение о невыдаче своего гражданина. Но, конечно, в данной ситуации одной надежды на справедливое решение Кабинета министров мало, и предпринимаются все возможные юридические шаги для недопущения выдачи Дениса в США. Ведь принятие решения о выдаче Чаловского в США, несомненно, было бы наивысшей несправедливостью по отношению к конкретному человеку, а также, учитывая пробелы законодательства (конкретно, Уголовно-процессуального закона), создало бы опасный прецедент в дальнейшем».

Отметим, что в опубликованном недавно открытом письме адвокат указала на огромное несоответствие латвийских и американских законов. Ведь выдачей Чаловского США допускается его осуждение на продолжительный срок лишения свободы (до 67 лет), что не соответствует принципам латвийского уголовного права. Ведь в Латвии максимальный приговор — 20 лет. И только в особых случаях, например при убийстве с отягчающими обстоятельствами, дают пожизненное заключение. За имущественные преступления такие наказания латвийским законодательством не предусмотрены. В письма адвокат также отметила, что латвийское государство не обеспечивает и даже запрещает своему гражданину реализовать права, гарантированные основным законом — Конституцией. «А именно — запрещая возможность рассмотрения жалоб и пересмотра постановления об аресте, позволяя необоснованные действия во время обыска и задержания, держа лицо в заключении, не обеспечивая права на защиту в процессе выдачи на территории Соединенных Штатов Америки, не выдавая предусмотренную законом документацию», — пишет Булгакова.

Как рассказала адвокат в интервью «О!» сейчас вопрос того, по каким конкретно статьям обвиняют Чаловского, на повестке дня не стоит. Это происходит по одной просто причине: уголовное дело (не материал по выдаче) находится в США и официальное обвинение ему еще не выдано. «В связи с этим юридически сейчас можно лишь рассматривать вопросы, непосредственно связанные с выдачей, — отметила адвокат. — Однако государство, очевидно, должно иметь право запрашивать у страны, требующей выдачи своего гражданина, доказательства его вины, а также должно иметь возможность такое право реализовывать. В настоящий момент имеются основания полагать, что в конкретном случае данное право нашим государством не было реализовано. Также государство имеет право запрашивать гарантии у иностранного государства, требующего выдачу, обеспечения на территории данного государства для своего гражданина права на защиту, права на презумпцию невиновности, права не быть подверженным пыткам и нечеловеческому обращению, права в случае осуждения применения уголовного наказания, соответствующего применяемым нашей судебной системой наказаниям по аналогичным преступлениям, а также гарантии права на рассмотрение дела профессиональным судом (не судом присяжных)».

Открытое письмо Чаловского

Булгакова также рассказала, что в момент захвата его квартиры Чаловский испытал настоящий шок. Вряд ли сейчас, зная, какой огромный срок ему грозит, шоковое состояние у Дениса прошло. Ведь, если его посадят на 67 лет, он уже никогда не увидит своих родителей!

19 марта Чаловский опубликовал открытое письмо, в котором просит латвийское общество заступиться за него и не выдавать США. «Этим письмом я хотел бы обратиться ко всем живущим в Латвии людям, чтобы рассказать о своей ситуации в настоящее время. Я, Денис Чаловский, гражданин Латвийской Республики, родился и вырос в Риге. Имею академическое образование — степень бакалавра компьютерных наук получил в Рижском техническом университете и степень магистра в сфере логистики получил в Рижском аэронавигационном институте», — рассказал программист. «Я жил спокойной жизнью вместе с родителями и работал в Риге, зарабатывая на жизнь ремонтом компьютерной техники и мотоциклов. Во время учебы в вузе я сумел создать свое предприятие по продаже и доставке подарков и цветов», — продолжил он, а после рассказал о штурме квартиры его родителей-пенсионеров спецназом.

«4 декабря 2012 года я увидел, что в Латвии допускается проведение обыска и других действий подданными иностранного государства. Агенты ФБР, как это выяснилось позже, сами обыскивали шкафы, в том числе и ящик для грязного белья, где смотрели не только мои вещи, но и вещи моих родителей. В это время следователь Госполиции писала протокол.

На следующий день во время допроса агенты ФБР предъявили мне права задержанного на территории Америки. Еще через день, всего за полчаса до суда, мне выдали стопку бумаг с печатным текстом на английском и латышском языках», — описал Чаловский свою безрадостную ситуацию.

«Решение 31 января 2013 года обжалованию не подлежит, а вопрос нахождения под стражей вообще судом не рассматривался, несмотря на мою просьбу и просьбу моего защитника. Латвийская Республика, гражданином которой я являюсь, готовится выдать меня стране, в которой официально применяются пытки и мне угрожают сроком заключения свыше 60 лет, что означает, что я никогда в жизни не встречусь со своими родными и близкими. Поэтому этим письмом прошу поддержки всей общественности Латвии в пользу моей невыдачи. И если у меня будет такая возможность, я как гражданин с радостью готов приносить пользу и использовать свои знания на благо Латвии», — закончил свое письмо обвиняемый.

Министр дал надежду

Луч надежды у Чаловского появился после слов министра иностранных дел Эдгара Ринкевича, произнесенных 21 марта. Министр сказал, что не усматривает в публично доступной информации по делу обстоятельств для выдачи его США. Как сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Янис Силис Ринкевич считает, что выдача граждан Латвии для судебного преследования за границей допустима только в исключительных случаях, когда для этого есть достаточные аргументы. Сейчас Ринкевич ждет от Министерства юстиции дополнительной информации по делу Чаловского, чтобы вынести окончательное суждение. «Заявление министра иностранных дел является позитивным сигналом в деле», — рассказала «О!» Булгакова.

Судьба Чаловского решится в ближайшие недели. Можно сказать, что сейчас она полностью в руках латвийских чиновников. «В данном деле присутствуют несколько аспектов, помимо формально юридических и тактических, самым важным из которых является моральный. И прежде всего — человеческая ответственность за принятые решения в деле выдачи Дениса Чаловского должностными лицами государственной полиции, прокуратуры, районного и Верховного суда и, наконец, Кабинета министров. Ведь за всеми юридическими и не только формальностями находится конкретный человек и его судьба», — напомнила адвокат обвиняемого.

Хакеры устроили «доксинг»

В последнее время хакерские атаки превратились в настоящее бедствие. В середине марта им в который раз удалось пощекотать нервы американским знаменитостям, когда на специально созданном для этого сайте были опубликованы обширные досье на звезд с конфиденциальной информацией. Пресса тут же выхватила ценные факты, и люди узнали, например, что рэпер Jay-Z по своей кредитке American Express должен 227 тысяч 115 долларов, а его долг за кабельное телевидение уже передали коллекторам. Или о том, что у светской львицы Ким Кардашян долг по ипотеке составляет почти шесть миллионов, зато у ее коллеги Пэрис Хилтон кредитная история в полном порядке и ее уровень риска — «очень низкий». Помимо перечисленных персон на уже прикрытом сайте были представлены первая леди Мишель Обама, вице-президент Джо Байден, директор ФБР Роберт Мюллер, бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон, актеры Мэл Гибсон, Эштон Катчер, Арнольд Шварценеггер, певицы Бейонсе и Бритни Спирс, гольфист Тайгер Вудс и многие другие.

Случившееся с Мишель Обамой, Бейонсе и компанией называют «доксингом» (doxing, или doxxing — от docs/documents, то есть «документы»). Суть этой процедуры следующая. Первоначально исполнитель имеет в своем распоряжении какой-то фрагмент информации об объекте (например, адрес электронной почты), затем с помощью этого фрагмента он собирает в Интернете личные данные, а потом разом публикует весь свой «улов».

Пока начатое расследование ни к чему не привело. В американских изданиях пишут, что следы взломщиков ведут в Россию. Ведь хакерский сайт был зарегистрирован на домене бывшего СССР, к тому же у сайта был твиттер-аккаунт, записи которого велись на русском языке. Аккаунт заблокировали, однако образцы твитов журналисты сберегли. По ним видно — писали хакеры по-русски с большими ошибками и, скорее всего, пользовались автоматическим переводчиком, что указывает — русский вряд ли был для них родным.

Русские хакеры атакуют мир

Даже если русские хакеры не имеют к этому инциденту никакого отношения, именно они сейчас считаются главной мировой кибер-угрозой. Чего стоит одно только нападение русских программистов на сайт Пентагона, которое произошло несколько лет назад. Ситуация оказалась настолько серьезной, что руководство Пентагона пошло на экстраординарные меры, запретив американским военным по всему миру использовать в работе с компьютерами флэш-накопители. Размах, с которым была проведена атака, даже позволил говорить тогда о серьезной угрозе национальной безопасности.

Представители министерства не назвали объем ущерба от атаки, но рассказали, что удар пришелся по компьютерным сетям Центрального командования США, отвечающего за кампании в Ираке и Афганистане, и компьютеры в зонах боевых действий. Кроме того, произошло вторжение по крайней мере в одну сверхсекретную сеть.

Но русские программисты не всегда играют в «военный игры». Мало кто умеет так хорошо делать деньги на хакерстве, как русские. Сейчас мировой рынок компьютерной преступности оценивается в 12,5 миллиарда долларов, из них русские хакера зарабатывают порядка 4,5 миллиарда.

К примеру, миллионерами стали все участники группировки хакеров под названием Koobface. Эти хакеры занималась в социальной сети Facebook распространением ссылки на некий видеоролик. Все, кто кликал по ссылке, получал рекомендацию обновления своей компьютерной системы. Однако вместо обновления скачивался вирус. Затем компьютеры попавшихся жертв объединили в гигантскую группу, которой через бреши в системах безбожно рассылалась реклама. Причем рекламодатели, платя деньги Koobface, даже не знали, что они участвуют в чем-то нелегальном.

В отличие от латвийского коллеги, эти российские программисты, а имена их известны, комфортно живут и работают в Санкт-Петербурге, проводя отпуска в самых лучших курортах мира.

А вот другому российскому хакеру — Максиму Глотову, который взламывал российские платежные системы начиная с 2009 года, — повезло меньше. Этот инженер по вычислительной технике является создателем OSMP Grabber — вредоносной программы, загружаемой на компьютеры людей, которые используют платежные системы в Интернете. Имея посредством нее регулярный несанкционированный доступ к данным, Глотов и его сообщники воровали чужие деньги.

История Максима похожа на голливудский фильм. Он был арестован в своей квартире, чудом сбежал, после чего скрылся на Дальнем Востоке и сделал пластическую операцию, чтобы изменить внешность. Однако, несмотря на все это, в ноябре 2010 следователи его разыскали и он получил реальный срок.

Русская эстрада тоже страдает

Истории русских хакеров, заработавших миллионы, а после избежавших или, наоборот, получивших наказание можно перечислять долго. Однако иногда «черные программисты» отвлекаются от серьезных мошеннических операций и развлекаются, издеваясь над представителями родного шоу-бизнеса.

Хакеры даже вмешались в знаменитый конфликт между рэпером Тимати и Филиппом Киркоровым. Так, в конце прошлого года, после очередной взаимной ругани, в микроблоге Тимати появился неожиданный пост.

«Накануне конца света многое осознал... — гласило сообщение. — Подвел итог не только своих достижений, но и ошибок. Да, согласен, я не @bastaakanoggano и не стоило прыгать выше головы, это не мой уровень. Теперь о главном… Уважаемый Филипп Бедросович, приношу свои извинения и признаю ваш статус Короля. @fkirkorov».

Реакция поклонников рэпера оказалась неоднозначной. Кто-то возмутился, кто-то похвалил музыканта. Однако быстро выяснилось, что сообщение было подделкой. «Мой твиттер сегодня был взломан, — сообщил рэпер — Моя позиция остается неизменной в отношении всего прежде высказанного. Сдавать заднюю не в моих принципах. Завтра восстановлю аккаунт. Спасибо за внимание».

Не один Тимати пострадал от рук хакеров за последнее время. В числе его собратьев по несчастью оказались Яна Рудковская, Наташа Королева, Сергей Зверев и Стас Михайлов, причем каждый из артистов яростно негодовал по поводу вторжения в свою жизнь со стороны и призывал российских чиновников усилить надзор за Интернетом.

Сергей Бремер фото: Эвия Трифанова/LETA, AFP/LETA, Bulls Press, Youtube, Shutterstock, из архива издательства