Старый добрый «Корвалол» может превратить человека в овощ
Разница между бабушкой, употребляющей таблеточки «от сердца» и прочего, и молодежью, которая «обдалбывается» таблетками, только по форме, а не по сути. Такие старушки приучили себя к лошадиным дозам препаратов и живет в полунаркотическом состоянии
Реально & Невероятно
29 июня 2013 г., 11:25

Старый добрый «Корвалол» может превратить человека в овощ

Otkrito.lv

Среди зависимых людей есть не только те, кто осознанно ищет наркотического опьянения. Многие, чрезмерно употребляющие медикаменты — обезболивающие, успокоительные или снотворные, даже не представляют, что они таким образом находятся на пути к духовному параличу. Сама того не зная, твоя милая бабушка давно зависима от барбитуратов. И если сердечные таблетки закончились, у нее начинаются самые настоящие ломки.

Чем хуже живется в стране, тем больше зависимых. С ухудшением социально-экономических условий возрастает количество случаев передозировки, после которых требуется лечение в стационаре. Главный врач службы наркологической помощи Рижского центра психиатрии и наркологии Сармите Скайда сыпет соль на рану: «Больше всего наши люди любят успокоительные таблеточки. Они привыкли — съел таблетку и все в порядке, однако на самом деле проблема только заталкивается куда-то глубже и замалчивается». Самыми частыми мотивами чрезмерного увлечения медикаментами является нервозность и бессонница. Однако истинные мотивы нужно искать глубоко внутри себя и решать проблему во время визитов к психотерапевту или психологу.

Доктор Скайда говорит, что людям, которые попадают в больницу с передозировкой медикаментов, часто нравится жалеть себя — все у них плохо, мир сговорился против них, кругом все виноваты: сосед, начальник, контролер, только не он сам. Еще одна категория — так называемые люди пограничных состояний, то есть те, кто балансирует на грани патологии и нормы. Если им не оказать помощь, то состояние ухудшается и начинаются серьезные психологические проблемы. Более чувствительны к медикаментам люди с алкогольной зависимостью, а также те, у кого сильно пили родители или бабушка с дедушкой. Это называется перекрестной толерантностью. Если одна зависимость уже имеется, вторая образуется быстрее. В группе повышенного риска и те, у кого с детства желание пробовать все запретное. «Люди любят экспериментировать. Недавно, например, в Интернете была дискуссия о банановых шкурках, из которых якобы можно получить одурманивающее вещество. Это эффект плацебо — на что мы себя настраиваем, то и действует. Можно даже пить чистую воду и от этого получать кайф! — смеется доктор и уже серьезно добавляет: — Привыкание к медикаментам происходит у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, в зависимости от биологических и психических особенностей человека. Медленнее, если человек думает, что раз лекарство ему помогает, то нужно его пить дольше и в больших дозах. Быстрее — если медикамент употребляется в целях опьянения. Обычно о таком действии лекарства узнают при помощи сарафанного радио: «Вот это таблетки! Попробуй, это такой кайф!»».

Все начинается с бессонницы

«Доченька, накапай мне из этой бутылочки тридцать капель и дай еще половинку той маленькой желтенькой таблеточки. Что-то мне нехорошо», — причитается седовласая старушка, которая бы обиделась до глубины души, если бы ее кто-то назвал наркоманкой, хотя разница между ней и молодежью, которая «обдалбывается» таблетками, только по форме, а не по сути: испробовав различные таблетки, такие же, как она, старушки приучили себя к лошадиным дозам препаратов и живут в полунаркотическом состоянии — как только действие таблеток заканчивается, начинает учащенно биться сердце и трястись руки.

Доктор Скайда говорит, что у пожилых людей часто бывает передозировки снотворного. Начинается все с бессонницы, и врач выписывает таблетки — одни, другие, третьи. Когда они заканчиваются, обычно находится добрая соседка, которая дает свои.

И так продолжается месяцами и годами. Пожилых людей трудно отучить от медикамента, который вызвал зависимость, поэтому шаг за шагом доктора, глядя на реакцию, подыскивают препарат полегче. В дверь нарколога стучали многие из тех, кто годами употреблял успокоительный «Клоназепам». «Семейный врач отправляет пациента ко мне со словами, что больше не может выписывать пациенту «Клоназепам». Можете себе представить, какая реакция у человека, когда я ему говорю, что ему нужно лечиться от зависимости и прекращать употреблять этот медикамент. Он буквально вибрирует: «Как? Вы мне не выпишите «Клоназепам?!». Затем следуют мольбы, плач, хлопанье дверьми, угрозы самоубийства. Такие ситуации наглядное подтверждение того, насколько велика может быть зависимость. Поэтому сразу прекратить принимать лекарства нельзя, нужно лечить зависимость постепенно. Вылечить ее амбулаторно практически невозможно».

Правда, сам медикамент не виноват. Доктор Скайде говорит, что в небольших дозах «Клоназепам» полезен, у него есть противоэпилептическое и успокоительное действие, он положительно влияет на вегетативную нервную систему. Проблема в том, что к нему быстро привыкают. К тому же у «Клоназепама» длительный срок воздействия (полуразлагается за 20-30 часов). Медики пришли к выводу, что употребление препаратов этой группы может спровоцировать потерю памяти, поэтому их нужно употреблять только по назначению врача. «Врачи грешат тем, что прописывают этот медикамент на длительный срок, так что пока пациент не употребит все 100 таблеток из пачки, к врачу не покажется». Зависимость от, например, снотворных препаратов, не образуется сразу — поначалу это просто привычка. Если человек долго нормально не спит, испробовал все возможные средства, а тут вдруг какие-то таблетки помогли, он в них вцепляется обеими руками и не хочет отпускать. И врач, рекомендующий попробовать какое-то другое средство, сразу становится плохим. «Перед сном должен быть определенный ритуал, нельзя выпить таблетку и еще три часа после этого ходить. Это неправильно. Первая фаза действия снотворного — возбуждающая, она должна происходить во сне, но, если человек бодрствует, он это чувствует, опасность кроется в этом приятном возбуждении. Раньше были доступны без рецептов такие препараты, как «Иммован» и «Стилнокс», которые некоторые женщины употребляли по четвертинке в течение дня. Один парень, выпив «Иммован», всю ночь мог играть в компьютерные игры.

Парадоксальная реакция

«У людей есть тенденция принимать немного больше медикамента, чем назначено. Они думают, что таким образом усилят эффект, но порой реакция бывает неожиданной, ведь каждый организм реагирует по-разному. Если неправильно употребить успокоительное, то возникает обратная реакция». Доктор Скайда вспоминает случай, когда в стационар поступил некий мужчина с алкогольной зависимостью, а когда его спросили, употребляет ли он какие-либо медикаменты, он божился, что нет. Но жена не выдержала: «Ты же этот «Диазепам» пьешь». На что муж заявил, что это ему нужно для того, чтобы была энергия и силы работать. Удивительно, потому что «Диазепам» — успокоительное средство. Есть и те, кто может проглотить штук двадцать таблеток «Тазепана» и не почувствовать. Позднее у таких передозировок начинаются последствия — например, боль у зубного врача ощущается даже после третьего обезболивающего укола. Многие пациенты попадают в стационар с зависимостью от обезболивающего «Трамадола». Его выписывают для снятия сильных болей. У одного парня после несчастного случая ампутировали ногу, поначалу этот медикамент снимал боль, пока не началась парадоксальная реакция — эффект, во время которого боль не просто утихала, а забывалась. Вскоре появилась тяга к медикаменту. Ломка у зависимых от «Трамадола» невыносимая — с приливами жары и холода, ломающими болями, периодами депрессии.

Считается, что современные антидепрессанты не вызывают привыкания и не влияют на реакцию, однако опыт доктора Скайды свидетельствует о другом. Молодой человек разводил антидепрессанты водой и вводил себе в вены. Когда его доставили в больницу, на венах рук и ног у него было много выраженных наростов. Врачи удивлялись: «Вроде бы антидепрессант не вызывает ни эйфорию, ни зависимость?», на что парень рассказывал, что ощущения после укола были колоссальные: он мог всю ночь сидеть за компьютером и без этого медикамента уже жить не может. Кайфование закончилось ампутацией руки, потому что струпья были слишком запущены и разрослись. Любой, даже самый невинный препарат, вроде «Аспирина», может стать ядом, если его употреблять вместе с алкоголем. «Аспирин» не только уменьшает температуру, облегчает боль и воспаление, но и уменьшает свертываемость крови и может вызвать кровотечение в желудке и кишечном тракте. Если вместе с алкоголем употреблять «Промедол», можно потерять сознание и впасть в кому. Под воздействием алкоголя возрастает эффект средств против диабета, и в самых тяжелых случаях может начаться опасное для жизни состояние гипогликемии, в результате которого могут быть повреждения мозга. Вызывает ли передозировка лекарств психические отклонения? Конечно. Доктор Скайда говорит, что все люди с годами становятся более медленными, ухудшается память, однако, если употребляются медикаменты, замедляющие реакцию, процесс происходит быстрее. Даже молодые люди начинают походить на старичков, у которых наступило слабоумие. Врач до сих пор вспоминает, увиденное несколько лет назад — молодой человек с алкогольной и наркотической зависимостью употреблял успокоительные. Когда его привезли в больницу, на носах туфель у него были дыры и пальцы стерты до костей, потому что, бродя по городу под воздействием транквилизаторов, он тащил ноги по асфальту. Сейчас он уже мертв.

«Корвалол» теперь строго по рецептам

В овоща может превратить и старый добрый «Корвалол» — тот самый, который тетушки пьют ежедневно. После того как врачи забили тревогу, сердечные капли «Валокордин» и «Корвалол», в составе которых барбитурат, делающий человека сонливым и замедляющий реакцию, стали продаваться только по рецептам. В числе пациентов Сармите Скайды были люди, выпивавшие по три, пять, шесть и более бутылочек «Корвалола», в основном — зависимые от алкоголя. Сначала — чтобы снять похмельный синдром, позднее уже по привычке. Такое успокоительное, дающее эйфорию, вместо горячительных напитков часто выбирают именно женщины. Слишком много «Корвалола» люди употребляют и в стрессовых ситуациях. Опрокидывают пузырек и забываются наркотическим сном в течение пятнадцати часов. Только проблема в том, что «Корвалол» в крови сохраняется дольше чем алкоголь, вызывает привыкание и влияет на мозг. Это значит, что, пока человек видит сладкие сны корваголика, он понемногу глупеет. «Поначалу бабушки поднимали шум — как можно отнимать у них сердечные капельки? Но уже смирились. «Корвалол» — не лекарство первой необходимости, намного полезнее употреблять боярышник».

Одурманиться можно даже от зубной пасты

Странные ощущения, эйфорию могут вызвать самые разные вещества или их комбинации. Не попробуешь — не узнаешь. Некоторые, чтобы получить из чая кофеин, варят так называемый чифир, такой — что через неделю раковина и кастрюлька становятся почти черными. Одна знакомая жаловалась на соседей по коммуналке, которые едят гуталин и зубную пасту, потому что таким образом ловят кайф. «У нас много зависимых от алкоголя и сигарет, но это вовсе не означает, что нужно изымать из продажи сигареты и алкогольные напитки, проблема не в них, а в человеческом мышлении», — считает врач. То же самое и с медикаментами: если их употреблять в соответствующем количестве и в соответствии с рецептом, то они выполняют миссию, ради которой созданы — помогают человеку. Врач в ответе за то, что он выписывает правильный препарат, а пациент, в свою очередь, за его правильное употребление. Однако, если обстоятельства неблагоприятные, человек чувствует себя подавленным, он ищет различные способы, как из этого состояния выйти. Например, употребление алкоголя в Латвии возрастает пропорционально тому, как ухудшается уровень жизни. Если человека после лечения вновь вернуть в среду, где у него началась зависимость, то все начинается заново. За границей есть специальные дома для таких людей, и даже если они продолжают употреблять, их жизнь понемногу меняется. Должно дойти до того, чтобы человек сам решил что-то делать для избавления от зависимости. А это не происходит за один день.

Эвия Хаука, фото: Shutterstock, Bulls Press