Литовский гинеколог про ужасы работы в Дубае: "О беременной незамужней я сразу должна сообщать в полицию"
"Я знаками показываю, что нельзя", - говорит литовка Лина Скутайте-Чаудхари, поясняя отношение в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) к беременности незамужних женщин. Доктор сейчас работает гинекологом-акушером в Дубае.
Объединенные Арабские Эмираты своими основанными на религии законами уже не раз удивляли мир, и литовский врач признает, что нужно привыкнуть к тому, что матерей преклонного возраста ведут к гинекологу их сыновья. Свой опыт работы в медицине в Дубае Лина Скутайте-Чаудхари рассказала передаче "(Не)эмигранты" литовского телевидения LRT.
Доктор Лина 10 лет назад сама захотела работать врачом в ОАЭ. Казалось бы, уважаемая и прекрасная профессия. Но на Ближнем Востоке к гинекологии иное отношение.
"В этой стране гинеколог-акушер - одна из самых опасных профессий. Я осознанно употребляю слово "опасная". Здесь невозможны врачебные ошибки. Мы все, гинекологи-акушеры и другие, связанные с хирургией врачи, работая на этой земле, всегда носим с собой паспорт и билет назад домой, а также не храним деньги на банковском счету", - рассказывает литовский врач.
Она призналась, что, принимая роды, оперируя пациенток, проводя бессчетное количество других процедур, она рискует каждый день, зная, что в любой момент ее хорошая жизнь в Эмиратах может закончиться. Так и случилось с некоторыми ее коллегами.
Если что-то пошло не так - например, медицинские осложения у пациентки, то врачу сначала закрывают границу, потом блокируют счет в банке, затем приостанавливают лицензию - до момента, пока не выяснится, что случилось, сообщает Скутайте-Чаудхари. По ее словам, недавно ей звонила американская коллега из аэропорта, заявляя, что улетает и не вернется никогда, поэтому просит Лину продать ее машину. Поняв, что начинаются проблемы на работе, коллега Лины сразу села в самолет и отправилась домой.
10 лет назад отправиться в Дубай казалось сказочным предложением, хотя у Лины в Литве остался муж, бизнес, дома, 4 собаки и кот, сын учился в 12-ом классе.
Эмираты - земля обетованная для рожденных по всей Азии жителей: индусы, пакистанцы, иранцы приезжают туда в надежде на лучшую жизнь, а литовская врач не скрывает, что в начале работы в Дубае ей пришлось пережить культурный шок.
Мотивацией Лины были не деньги, а международный опыт. Гинекологу пришлось столкнуться и с языковым барьером - общество в Дубае многонациональное, каждый говорит на своей версии английского. Кроме того, пациентки из разных стран по-своему понимают свое тело и его физиологию, поэтому Лине приходилось дипломатично выходить из ситуаций, чтобы не сердить пациенток и их мужей, выслушивая неожиданные вопросы и абсурдные просьбы, не всегда соответствующие современной медицине.
Через несколько лет, проведенных в Абу-Даби, врач почувствовала опустошение и захотела вернуться в Литву. Начальник предложил перевестись ей в Дубай, и там ей оказалось работать легче.
Несколько лет назад литовка стала жить в просторной квартире в престижном районе GLP, а в доме напротив купила по квартире своим двум сыновьям. По словам доктора, арендовать жилье очень дорого, выгоднее купить. Она живет в роскошном европейском районе и риторически заявляет: "Я - врач, почему мне надо жить плохо?".
Скутайте-Чаудхари работает, в основом, с исконным местным зажиточным населением, и именно с ними надо быть особенно аккуратными - каждое прикосновение врача к женам, матерям и дочерям шейхов должно быть крайне продуманным.
Знакомая Лины, гинеколог из Швеции, проработала в ОАЭ 17 лет, а когда новорожденный умер, ее заставили платить 5 млн долларов - часть компенсации покрыла больница, часть - страховая фирма, а ей оставалось выплатить 2 млн долларов. Лина говорит, что ее лицензия сейчас застрахована на 3 млн долларов, но этого не хватит, если случится несчастье.
Вместе с тем, зарплаты у врачей в ОАЭ мотивирующие, а сам врач - уважаемый член общества.
Лина рассказывает, что женщина идет на прием к гинекологу в сопровождении мужчины (отца, мужа, сына), он полностью знает, что у нее за проблема, участвует в обсуждении плана лечения, операции.
Гинеколог преупреждает, что относительно беременности в этой стране свои законы, и, нарушив их, женщина может оказаться в тюрьме. Например, если пара не состоит в браке, о беременности и речи идти не может.
"Приходят пациентки, и я показываю им знаками, что нельзя. Иногда приходят за помощью. Приношу извинения, что ничем не могу помочь. Могу сказать - да, ты в положении, лети первым же самолетом домой", - говорит гинеколог, поскольку в Абу-Даби незамужняя беременная считается преступницей, о которой врач должен сообщить в полицию.
По-прежнему в этой стране женщине полагаются наказания, а не сочувствие и права, поясняет Лина. Изнасилованная девушка легко может оказаться в тюрьме. Литовский доктор рассказала про случай, когда беременная без мужа гражданка США, обратившаяся с сильным кровотечением к Лине, тоже была арестована.