Тяжелая жизнь советской Мальвины: удары судьбы, смерть отца, рак и роковой коронавирус
фото: кадр из фильма
Татьяна Проценко в роли Мальвины.
Российские звезды

Тяжелая жизнь советской Мальвины: удары судьбы, смерть отца, рак и роковой коронавирус

Отдел культуры и шоу-бизнеса

Otkrito.lv

«Приключения Буратино» — один из самых популярных советских фильмов. Он был снят по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», а одна из главных ролей — куклы с голубыми волосами и фарфоровой головой — досталась на тот момент 7-летней Татьяне Проценко.

В фильм Татьяна Проценко попала случайно — ассистент режиссера фильма познакомилась с ней в поезде. Позже Проценко пытались «уличить» во лжи, утверждая, что роль она получила по блату. «Дело в том, что мой папа Анатолий Иванович окончил сценарный факультет ВГИКа и к тому времени возглавлял управление документальных фильмов Госкино СССР, — рассказывала актриса. — Я пыталась оправдываться, но потом махнула рукой: бесполезно доказывать. Папа-то как раз выступал против моих съемок. Объяснял мне и маме: «Вы не понимаете, во что ввязываетесь. Кино — это нагрузки, совсем не детские. А если нашему цыпленочку понравится сниматься и она станет актрисой? Профессия ужасно сложная, зависимая. Столько сломанных судеб!»

Пройдя сложные кинопробы, девочка была утверждена на роль режиссером фильма Леонидом Нечаевым. На съемках было непросто: режиссер оказался очень требовательным, каждую сцену с маленькими артистами репетировали, бывало, часами, тщательно отшлифовывая отдельные реплики и движения. «В одной из сцен Мальвине нужно было заплакать, а у меня никак не получалось, — вспоминала Татьяна. — Со мной бились несколько часов: уговаривая, чтобы я поплакала. Даже специальные капли в глазки капали, чтобы брызнули слезы. Но Нечаеву все равно не нравился результат. И он вдруг начал на меня кричать. Мол, Таня, да как же тебе не стыдно, тут взрослые люди собрались, возимся с тобой, а ты...

Никогда никто прежде не повышал на меня голос, у мамы с папой я единственная дочь, они бесконечно любили меня, холили и лелеяли. Я так растерялась и расстроилась, что слезы, самые настоящие, полились потоком. Оператор по кивку режиссера быстро снял момент — этот дубль в итоге и вошел в фильм. Потом меня все на съемочной площадке успокаивали, обнимали-целовали, угощали конфетами...» 

Удар судьбы приняла покорно

После выхода картины на экраны у Тани начались проблемы в общении со сверстниками. Ее дразнили: «Мальвина без ушей, чистюля, зануда, голова фарфоровая...» Тогда Проценко узнала, что такое одиночество. Рядом были родители и старший брат, но ребенку нужны и друзья, а их не было. От этого Проценко страдала, замкнулась в себе. А потом случилась беда — Таня поехала кататься на велосипеде, упала, получила множественные переломы, сотрясение мозга и разрыв барабанной перепонки. «В клинике я провела больше месяца. Не успела выписаться — звонит папа Леня (Леонид Нечаев) и вдохновенно сообщает маме, что придумал сценарий нового фильма — «Про Красную Шапочку», а в главной роли видит меня. Мама ответила, что я сниматься не смогу: доктора на несколько лет запретили любые физические и психические нагрузки. Даже не позволили ездить отдыхать. И конечно же, никаких съемок. Прописали исключительно стабильную спокойную жизнь в домашних стенах. Нечаев очень расстроился, но что делать... Сама я, измотанная операциями, перевязками, гипсами, лекарствами, удар судьбы приняла покорно: значит, буду жить без кино».

Проценко приглашали сниматься еще несколько раз, но никогда ничего не получалось: то не утверждали на роль, но Татьяна сама отказывалась. И все больше понимала отца, который говорил, что в этой профессии выживает сильнейший.

«Я не чувствовала в себе силы, пробивающей стены, способности игнорировать чужое мнение. Хватило мудрости понять, что актерство — не совсем мое. Одно дело играть в детстве, а в более сознательном возрасте эта профессия, займись я ею всерьез, могла бы меня сломать», — говорила экс-звезда.

После школы Проценко поступила во ВГИК, но и там ей не было покоя от Мальвины! В институте учеников учили относиться к кинопродукции скептически, прежде всего отмечать слабые стороны и безжалостно громить идеологически неблагонадежные картины, но все это шло вразрез с внутренними убеждениями Татьяны. «Как-то во ВГИКе подошел один из сокурсников и «включил» критика: «Узнал, что ты играла Мальвину в «Приключениях Буратино». Так вот, никому никогда об этом не рассказывай, потому что сыграла очень плохо». Я вдруг воочию увидела свое будущее: мне предстояло сломать себя, стать таким же критиканом. Наступил момент, когда не могла заставить себя идти на лекции во ВГИК. Снова стала по ночам плакать. «Возьми паузу — академический отпуск на годик-другой», — предложил папа. Так и сделала. Два года отдыхала. Увлеклась хореографией — танцевала в студенческом ансамбле. А еще наконец вплотную занялась писательством. Стихи я сочиняла с раннего детства. Понимала, что непрофессионально, но однажды, пересилив смущение, рискнула отнести их известному поэту: папа устроил встречу».

Но и эта встреча была неудачной — поэт предложил Проценко идти домой и не позориться. Проплакав всю ночь, Татьяна набралась смелости и отнесла свои стихи в Литературный институт, где проходил творческий конкурс для абитуриентов. И тут удача повернулась к ней лицом! Проценко пригласили на экзамены. Когда Татьяна пришла в институт, то от экзаменаторов услышала сухое «Неплохо». Но учиться с нуля Проценко больше не хотелось — она забрала документы. «Этот поступок стал поворотным в моей биографии: я поверила в себя. Удивительное ощущение, как взаимная любовь», — пришла к выводу Татьяна.

Вскоре актриса вернулась во ВГИК, институт окончила в 1992 году, после чего стала редактором на телестудии Фонда развития кино и телевидения, а потом ушла работать в журнал — писала статьи, освоила верстку.

Папы больше нет

Очередное несчастье свалилось на голову Татьяны, когда внезапно умер ее отец. Трагедия случилась в Екатеринбурге, куда он уехал в командировку на несколько дней... «Собираюсь уходить на работу — вдруг звонок в дверь. На пороге его коллега: «Танечка, мужайтесь — Анатолия Ивановича больше нет», — вспоминала о трагический событиях Проценко. — Папа не дожил год до 60-летия. Перенес три обширных инфаркта, одну клиническую смерть. У отца было слабое сердце. Плюс работа на износ, халтурить не привык. Папа был человеком кристальной честности».

Что касается личной жизни, то в ней у Проценко тоже были свои взлеты и падения. Первым мужем актрисы был мужчина по имени Аркадий, с которым она познакомилась в Фонде. Они поженились через два года после начала отношений, в браке родилась дочь Анна. Но сохранить семью не удалось: Аркадий не был дебоширом или семейным деспотом, но его понесло налево.

«Я терпела, прощала, ждала, плакала в подушку. Странно, непривычно — мои родители жили душа в душу, меня обожали, а тут такое равнодушие ко мне и дочке. Ему стала не нужна семья, наелся бытом. Я человек кроткий, не скандалила, по-моему, никогда в жизни. Но, устав от бесконечных загулов, однажды влепила пощечину. Перед этим на пороге возникла девушка, представилась возлюбленной Аркадия. Осмотрела меня критически. Говорила колкости, гадости — не понравилось ей, как выгляжу: «Понимаю, почему ваш муж гуляет!»

«Слушайте, ну если он вам нужен — забирайте, всего хорошего, я-то тут при чем?» — сказала я и захлопнула дверь. Наверное, впервые в жизни проявила решительность. Собрала вещи и уехала к маме». Они долго не виделись, но потом все же смогли помириться — теперь дружат домами.

Татьяне повезло со второго раза — в редакции журнала она познакомилась с Алексеем Войтюком, который играл Иванушку в советском фильме-сказке «После дождичка в четверг». У них начался служебный роман, в итоге все дошло до свадьбы. В семье родился сын Владимир.

«Я построила судьбу как хотела»

Последние годы жизни Проценко называла себя семейным менеджером — она занималась сведением рабочих графиков детей и супруга, развозит их на машине, искала костюмы и реквизит для спектаклей, в которых играл Алексей и… сравнивала себя с Мальвиной. «Вот ведь чудесное совпадение: Мальвина не пожелала быть актрисой в театре Карабаса-Барабаса, сбежала, поселилась на полянке, где у нее и Артемон, и бабочки, и птички на подхвате. Сейчас и я, как она, на такой же полянке живу: это любимая семья, мой мир, мое счастье. А муж — Иванушка из сказки. Несколько лет назад со мной произошла история. Весьма известные телеведущая и модельер рассуждали прямо при мне: «Мы с тобой оба с периферии, всю жизнь локтями пробивались, шли по головам. А вот стоит Мальвина: родилась, можно сказать, с золотой ложкой. В Москве! В кино снялась ребенком! Такие блестящие возможности были, и умудрилась все профукать. Как же ты, а?» Не стала ничего им доказывать — зачем? Я построила судьбу как хотела. И счастлива на своей полянке!»

Смертельный коронавирус

Помимо всего прочего, Татьяна несколько лет боролась с раком и делала все возможное, чтобы победить болезнь. По словам ее супруга случалось разное: и ремиссия, и тяжелые времена. Резкое ухудшение наступило в апреле 2021 года. «Мы боролись почти три года с переменным успехом. Может быть, она бы справилась, но вот коронавирус злосчастный, удар исподтишка нанес, и организм, ослабленный химией, не справился», — рассказывал Алексей. До последних дней Проценко помогала людям, имеющим такой же диагноз, старалась поддержать их:

«О ней всегда хорошо отзывались люди. Я не слышал, чтобы и она о ком-то говорила плохо, потому что была человеком открытым, легким, очень любила жизнь во всех ее проявлениях, любила водить автомобиль. Она умела это делать так, чтобы всем было комфортно».

Вдовец видит особый знак в том, что жена ушла из жизни в пасхальные дни. «Двери рая сейчас открыты, я думаю, что она сейчас там. Оттуда будет продолжать нам помогать. Будет нашим ангелом-хранителем», — резюмировал Войтюк.