Правда ли, что часть денег Абрамовича с продажи "Челси" может пойти на помощь россиянам? Объясняют эксперты
Больше года назад Абрамович продал «Челси» и пообещал передать деньги в фонд помощи жертвам войны в Украине, но этого так и не произошло. Британский таблоид Daily Mail утверждает, что бизнесмен сам задерживает передачу, так как хочет, чтобы часть денег выделили на помощь пострадавшим от войны россиянам. «Новая газета Европа» разобралась, есть ли у Абрамовича реальная власть в этом вопросе.
Что случилось?
18 июня британский таблоид Daily Mail написал со ссылкой на источники в МИД Великобритании, что 2,3 миллиарда фунтов стерлингов, которые российский бизнесмен Роман Абрамович выручил с продажи футбольного клуба «Челси», могут не дойти до фонда помощи украинцам, пострадавшим от войны. Речь идет о фонде, который создадут специально под средства от продажи «Челси». По информации Daily Mail, Абрамович хочет направить часть денег на помощь пострадавшим от войны россиянам, поэтому до сих пор не дал согласие на перевод средств. Daily Mail утверждает, что правительство Великобритании и Еврокомиссия не желают выделять часть средств на помощь россиянам из-за санкций, введенных против РФ.
Неизвестно, о каких именно пострадавших о войне россиянах идет речь, а также неясно, есть ли у Абрамовича право согласовывать перевод средств.
О том, что деньги от продажи «Челси» так и не были направлены в фонд, известно давно. Британские СМИ связывали задержку с различными причинами. Например, неделю назад издание The Telegraph писало, что перевод блокирует Евросоюз, так как хочет, чтобы деньги тратились только внутри Украины, в то время как фонд настаивал на том, чтобы оказывать помощь жертвам войны внутри и за пределами страны.
19 июня глава фонда Майк Пенроуз дал комментарий газете Financial Times, в котором объяснил причину задержки. Его трактовка ситуации совпадает с той, о которой писало The Telegraph: задержка средств вызвана спорами между самой организацией и правительством Великобритании и ЕС. По словам Пенроуза, в фонде считают, что часть средств должна быть направлена на помощь украинским беженцам и странам, пострадавшим от нехватки продовольствия из-за войны.
«Если сегодня мы поддерживаем украинского ребенка в Украине, то, в соответствии с требованиями правительства, нам придется прекратить поддержку в ту минуту, когда он покинет Украину», — сказал Пенроуз.
Глава фонда не прокомментировал роль Абрамовича в спорах о переводе средств, однако источник в организации рассказал FT, что бизнесмен способствовал задержке денег, так как тоже хотел, чтобы они тратились не только в Украине, но и за ее пределами.
Правительство Великобритании обеспокоено этой ситуацией, так как не хочет создавать прецедент, который позволит людям под санкциями гибко распоряжаться своими активами, сказал собеседник FT, знакомый с ситуацией. При этом он добавил, что правительство является не единственным препятствием в вопросе перевода денег.
Может ли Абрамович влиять на перевод денег?
Абрамович владел «Челси» с 2003 года. Он объявил о продаже клуба 2 марта 2022 года — меньше чем через неделю после начала войны в Украине. В пресс-релизе о продаже ФК говорилось, что деньги будут направлены в благотворительный фонд помощи «всем жертвам войны в Украине», который создадут специально под средства от продажи «Челси».
10 марта Великобритания ввела санкции против бизнесмена — его активы были заморожены, бизнесмену также запретили въезд в страну. В конце мая министры одобрили сделку по продаже «Челси» — это произошло после того, как правительство убедилось, что средства от нее не дойдут до Абрамовича и будут направлены на гуманитарную помощь Украине.
31 января 2022 года стало известно, что передачу денег в фонд одобряет Евросоюз. Тогда же журналисты узнали, что главой фонда, который создадут на средства от продажи «Челси», станет Майк Пенроуз, бывший исполнительный директор британского ЮНИСЕФ.
На данный момент не существует каких-либо инструментов, позволяющих передавать замороженные активы россиян на помощь Украине.
Однако Евросоюз, США, Великобритания и другие страны, в которых оказалось много замороженного российского имущества, активно работают над тем, чтобы создать подобные рычаги. В частности, еще в апреле прошлого года Еврокомиссия создала специальную рабочую группу для этого. Она называется Freeze and Seize, что в переводе означает «Заморозить и Изъять». Великобритания прямо сейчас находится в процессе создания механизма «добровольной передачи» Украине замороженных средств: россияне, находящиеся под санкциями, но желающие передать свои активы Украине, смогут сообщить о таком решении, и их замороженные средства будут отправлены туда.
Однако ситуация с Абрамовичем и «Челси» отличается от других подобных случаев. Дело в том, что сделка по продаже футбольного клуба была заключена в тот момент, когда бизнесмен уже находился под санкциями.
«На практике заморозка активов означает, что он не смог бы продать, или купить ФК «Челси», или каким-либо образом обслуживать его (то есть платить зарплаты, покупать или продавать игроков, рекламные права, билеты и так далее). Это было бы катастрофой для ФК «Челси» и для английского футбола. Поэтому правительство Великобритании договорилось с Абрамовичем о специальной сделке, которая позволила ему продать «Челси», — тем самым освободив клуб от санкций, — при условии, что все вырученные средства пойдут в благотворительный фонд для пострадавших от войны в Украине», — рассказал «Новой газете Европа» эксперт по санкциям, который пожелал остаться анонимным.
Он утверждает, что средства от продажи «Челси» будут заморожены до тех пор, пока правительство Великобритании не решит, что благотворительный фонд создан и соответствует согласованным целям.
По мнению эксперта, Абрамович не может иметь никакого влияния в вопросе передачи средств в фонд, так как технически деньги ему больше не принадлежат, а сам фонд является независимой от бизнесмена организацией. «Нет никакого намека на то, что кто-то хочет выплатить деньги России или российским жертвам.
В конечном счете, именно правительство Великобритании должно выдать лицензию на выделение средств фонду — а у правительства Великобритании очень широкие дискреционные полномочия в этом вопросе», — утверждает эксперт.
Глава «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов тоже уверен, что юридически Абрамович не может влиять на перевод денег. Однако есть несколько аспектов, которые британским властям приходится учитывать в этом вопросе.
«Абрамович может только высказывать пожелания о том, как бы он хотел, чтобы этими деньгами распорядились. Всё-таки в Великобритании уважают право собственности, и для властей страны с точки зрения репутации важно, чтобы этот процесс был добровольным со стороны Абрамовича», — утверждает Шуманов.
Помимо репутационного аспекта, есть и бюрократический, отмечает эксперт. «Власти Великобритании заморозили средства с продажи клуба, но еще не изъяли их. Процедура изъятия и процедура передачи этих средств Украине — два дополнительных препятствия, которые властям нужно будет преодолеть. Но если Абрамович добровольно согласен на эту передачу — о чём он и говорил, когда продавал клуб, — им не нужно будет проводить конфискацию и передачу, так как формально это сделает сам Абрамович.
И если его пожелания относительно судьбы этих средств совпадут с мнением британских властей, то они смогут выпустить специальную лицензию, которая называется вейвер. Она позволит временно снять санкции
со средств, полученных с продажи клуба, для того чтобы Абрамович смог самостоятельно передать их в фонд», — объяснил Шуманов.
«Новая газета Европа» запросила комментарий у пресс-службы Романа Абрамовича, но на момент публикации текста не получила никакого ответа.
Абрамович и война
В апреле 2022 года газета Financial Times выпустила статью, в которой утверждалось, что после начала войны Абрамович стал важным посредником в мирных переговорах между Россией и Украиной. По словам источников издания, президент РФ Владимир Путин «лично благословил» Абрамовича на эту роль.
FT утверждала, что украинский лидер Владимир Зеленский попросил США не вводить санкции против Абрамовича, чтобы тот мог перемещаться между странами. При этом президент Украины утверждал, что скептически относится к мотивам бизнесмена. «Все эти люди (российские бизнесмены. — Прим. ред.) просто боятся санкций — я уверен, что в этом нет большого патриотизма», — говорил он. Тем не менее, украинский президент добавил, что «достучаться до российского правительства было нереально. Теперь кому-то удается что-то сделать».
Однако со временем Украина и Россия перестали вести полноценные переговоры о мире. Публичное взаимодействие двух государств снизилось до «зерновой сделки» и передачи пленных.
В январе 2023 года газета The Wall Street Journal писала, что значение Абрамовича в качестве переговорщика тоже упало. Представители украинских, американских и европейских властей отказались от идеи, что он сыграет большую роль посредника в диалоге. В частности, чиновники в администрации США заявили, что так и не ввели санкции против Абрамовича, но относятся к нему «всё более неоднозначно».