"Я теперь абсолютно свободный человек": взлет и "падение" Алексея Арестовича
Почти год Алексей Арестович (47) был чуть ли не главным медийным лицом украинской власти, при этом его должность внештатного советника Офиса президента Украины была по сути полуофициальной. Его деятельность вызывала противоречивую реакцию по обе стороны фронта — его считали пророком и шарлатаном одновременно, его обожали и ненавидели, к нему прислушивались и называли провокатором. Но 17 января «эпоха Арестовича» закончилась. Как это произошло и что же будет дальше?
Разведчик, актер, экзорцист и предсказатель
Если верить официальной карьере Арестовича, он человек многих талантов. Выходец из семьи потомственных военных, Алексей окончил одесский Институт сухопутных войск и имеет диплом военного переводчика. В 1994-2005 годах он работал в Главном управлении разведки. Параллельно развивалась и его… актерская карьера!
Несколько лет он проработал в киевском театре-студии «Черный квадрат», снимался в рекламе, телепередачах, сериалах и кинофильмах. Так, зрители могли видеть Арестовича в таких сериалах, как «Возвращение Мухтара», «Брат за брата-2» и «Не бойся, я рядом». Кстати, роль в последнем проекте была наиболее эффектной: по Сети все еще гуляет отрывок с очень комичным перевоплощением Арестовича в Люсю Зайцеву. Также у него есть образование психолога, он изучал теологию и является автором курса по обучению драматической импровизации.
В прошлом году супруга Арестовича Анастасия рассказала об еще одном поразительном умении Алексея. По словам женщины, раньше ее муж... изгонял бесов. Эту историю она слышала лично от него. «Она давняя, это начало его пути в этой области. Когда я ее услышала первый раз, я, конечно, расспрашивала... Сейчас это не его основная деятельность — изгнание бесов. Скажем, не такими методами», — поделилась Анастасия. А в интервью писателю Дмитрию Быкову Арестович сам рассказывал, как проводил сеанс экзорцизма для 4-летнего мальчика, больного онкологией. Несмотря на то, что ребенок потом все равно умер, Арестович уверяет, что изгнать из него Дьявола ему удалось.
Еще, как оказалось, у Алексея есть талант предвидения или по крайней мере отлично работает критическое мышление. Так, в 2019 году он невероятно точно спрогнозировал произошедшие в Украине в прошлом году события. Тогда Алексей говорил, что главные задачи для Путина — победа в необъявленной Западу «холодной войне», создание нового Советского Союза, а также крушение НАТО и, вероятней всего, Европейского союза. России более выгодно вести диалог с отдельными странами, чем с их объединениями, предупреждал он.
Предсказывал он и вероятные даты наступления. Тогда Алексей говорил, что наиболее сложным станет период после 2020-2021 года. Звучал в его речах и 2022 год. Также он добавил, что весьма критичными являются и 2024-2026, и 2028-2030 года. Вполне возможно, что Украине придется пережить не одну военную конфронтацию с РФ. Арестович не приукрашивал, когда рассказывал о вероятности полноценной атаки России на Украину. Большинство из его «предсказаний» действительно сбылись. «Воздушная атака. Наступление с четырех сторон. Осада Киева, попытка окружить войска на Донбассе, — перечислял за 3 года до войны эксперт. — Прорыв через Крымский перешеек, наступление с территории Беларуси, создание новых «республик», удары по объектам критической инфраструктуры, диверсанты…» Неудивительно, что такая прозорливость заставила людей присмотреться и прислушаться к Арестовичу внимательнее.
Опиум для народа
В политику Алексей «ударился» в 2020 году — он был назначен советником по информационной политике и официальным спикером украинской делегации на переговорах в Минске по урегулированию конфликта на востоке Украины, а потом стал внештатным советником руководителя Офиса президента Украины. 16 января 2022 года Арестович уволился с обеих должностей, объяснив свой уход личными причинами и раскритиковав президента Владимира Зеленского за бюрократию. Однако с началом войны все разногласия между ними были забыты.
Арестович пришел в офис президента Зеленского практически в первый день после полномасштабного вторжения. В то время президентская команда нуждалась в голосе, который от имени власти, из помещения офиса президента доносил бы миллионам украинцев простые месседжи: не паникуем, власть на месте, россияне врут насчет своих феноменальных успехов, все будет хорошо, мы победим.
В одном из интервью Арестович признавался, что в первые дни большой войны сам не до конца верил в установки, которые озвучивал с телеэкранов. Но украинскому обществу, не готовому к войне такого масштаба, нужно было успокоительное. И Алексей умело выполнял эту функцию, благодаря чему застолбил за собой место в украинской околовоенной мифологии, а соцопросы показывали, что он стал одним из лидеров общественного доверия в Украине.
Так же как и Зеленский, Арестович практически ежедневно записывал видеообращения, адресованные как украинскому народу, так и зарубежной аудитории, а также войскам противника. Большую часть своих эфиров он проводил по-русски, и вряд ли можно найти контент, который демотивировал бы потенциальных российских солдат идти на войну больше, чем фронтовые сводки в его исполнении.
Но постепенно к эфирам Арестовича накапливались претензии в содержательном плане. Его обвиняли в том, что никакого эксклюзивного доступа к информации с фронтов у него нет, он просто творчески переосмысливает данные открытых источников. Символом некомпетентности Арестовича для недоброжелателей стала фраза «Две недели, максимум три» — его ответ на вопрос, сколько еще продлится война, датированный весной прошлого года. Также ему предъявляли претензии в недостаточном патриотизме — он высказался в защиту «хороших русских» и выступал в защиту русского языка в Украине будущего. Но все это до недавнего времени не перевешивало пользы, которую Арестович приносил для Украины.
Все изменила трагедия в Днепре.
Игра не в те ворота
14 января российские войска нанесли массированный удар по Украине, из-за чего в девятиэтажном жилом доме в Днепре обрушились два подъезда, более 40 человек погибли и свыше 70 пострадали. Вечером того же дня Алексей Арестович в эфире программы Марка Фейгина на Youtube заявил, что ракету, которая попала в дом, предположительно сбили украинские силы ПВО. «Ее сбили, она упала на подъезд. Она взорвалась, когда упала. Кроме того, там проблема с едким дымом — это верный признак X-22, потому что она заправляется крайне токсичным топливом. И это, судя по всему — тут еще разбираться и разбираться, — но можно предположить, что оно стало еще и дополнительным элементом поражения, токсичное топливо как таковое».
Эту информацию тут же радостно подхватили российские СМИ, заявив, что в трагедии виноваты сами украинцы. То есть, как считают многие, поспешное заявление Арестовича подыграло российской пропаганде. Но вскоре командование ВВС Вооруженных сил Украины опровергло слова Арестовича, заявив, что украинские военные не располагают средствами, способными сбивать ракеты Х-22. Интересно, что позже украинские СМИ заметили, что ранее представители ВСУ как минимум трижды сообщали о том, что сбивали такие ракеты, но теперь в Воздушных силах Украины назвали старые сообщения о сбитых ракетах ошибочными.
Акелла промахнулся
Понятно, что мимо такой ошибки или случайной оговорки недоброжелатели Арестовича пройти не могли. В Сети она вызвала бурные обсуждения, и вскоре появились призывы к офису президента официально освободить его от занимаемой должности.
Нельзя сказать, что Алексей не пытался оправдаться, но делал он это на удивление неуклюже и неубедительно. Он заявил, что в падении ракеты на жилой дом «никто не обвинит Украину». «Как не обвинили после падения нашей ракеты ПВО в Польше, убившей двух польских граждан. Вина РФ однозначна и не может быть ни размыта, ни ослаблена. Все прекрасно понимают — не было бы российского удара, не было бы трагедии — вне зависимости от конкретного механизма ее наступления», — написал Арестович в соцсетях. А позже объяснил свои слова недосыпанием и нехваткой времени на проверку информации. «Ребята, я просто устал. 320 дней прямых вечерних трансляций, помимо остальной работы, постоянного недосыпания, постоянной информационной нагрузки, командировок», — объяснял он условия своей работы во время войны.
Арестович подчеркнул, что озвучил всего лишь одну из версий произошедшего, указав на свои же слова «тут еще разбираться и разбираться», и настаивал, что его должность слишком скромная и незначительная, чтобы придавать его словам такой большой вес, после чего в очередной раз извинился перед родными и близкими жертв трагедии в Днепре за свои слова.
Новые горизонты
Однако в данной ситуации утрата доверия к Арестовичу уже была слишком велика. И после того, как в Раде Украины был начат сбор подписей за увольнение его с должности, Алексей не стал ждать и сделал «удар на упреждение»: он написал заявление об уходе (интересно, что это произошло почти ровно через год после предыдущего увольнения). «Хочу показать пример цивилизованного поведения: принципиальная ошибка, значит, в отставку», — написал он на своей страничке в Facebook. В тот же день Офис Зеленского это заявление принял, так что теперь Арестович действительно перестал представлять главу Украины. Кстати, не все этому рады. Так, один из депутатов заявил: «Вы захейтили человека, который еще вчера был успокоительным для вас на ночь, особенно в первые месяцы войны. Сколько же мы будем бить своих? В то время, когда враг прямо у нас дома. Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
При этом сам Алексей уверяет, что не жалеет о своем увольнении. По его словам, у него появится больше времени для информационно-психологической поддержки людей. Об этом он сказал во время эфира на канале Фейгин Live. «Я теперь абсолютно свободный человек», — сказал Арестович. Свое заявление он назвал примером «определенному слою людей», которые не уходят со своих должностей даже после самых серьезных проступков, включая взяточничество или даже рейдерство. «Я решил, что не буду цепляться, а покажу, как это должно быть цивилизованно», — отметил Арестович.
Также он сказал, что у него нет никакого конфликта с Офисом президента. Алексей выразил поддержку органу, который помогает действовать главе государства Владимиру Зеленскому, а также военно-политическому руководству страны. «Пока идет война — полная поддержка. После войны — посмотрим», — сказал бывший советник ОП. А в одном из комментариев к своему посту об отставке и вовсе загадочно заявил: «Прошлый раз, когда я ушел, через полтора месяца началась война. Посмотрим, что будет в этот раз».
Как бы то ни было, рассказывая о планах на ближайшее будущее Арестович обещал, что будет делать то же, что и раньше, и, возможно, эфиров с ним появится еще больше, так что его поклонникам горевать не придется. Более того, еще в августе прошлого года то ли в шутку, то ли всерьез Арестович заявил, что готов баллотироваться на пост главы государства. Правда, не при данных обстоятельствах. «Пока президент — президент и верховный главнокомандующий, и военное положение… Эти разговоры не вполне корректно для меня вести», — пояснил Арестович в общении с журналистом Дмитрием Гордоном. Иными словами, как только Украина победит в этой войне — карьера Алексея вполне сможет сделать очередной удивительный поворот. Кстати, жена Анастасия уже заявила, что ее муж будет хорошим президентом. По ее словам, он «может провести такие изменения в стране, чтобы Украина была настолько сильной, чтобы больше не возникло ситуации, когда у кого-то появится мысль, что такое возможно, приходить на нашу территорию и что-то там отобрать».